Владимир РОТАРЬ
У правящей партии более чем достаточно мотивов для того, чтобы как можно скорее «разобраться» с нынешним мэром молдавской столицы
Партия «Действие и солидарность» продолжает планомерно двигаться к установлению полного контроля над ключевыми институтами власти в стране, санкционируя регулярные медийные и политические атаки на сохраняющиеся там оппозиционные элементы. Возможно, одной из свежих мишеней стал мэр Кишинева Ион Чебан – по крайней мере, на днях он рассказал о якобы ведущейся в отношении него слежке и готовящейся
атаке с целью «опорочить имидж», возможно, с проведением обысков и ареста.
Хотя генеральный прокурор Александр Стояногло, сам не понаслышке знакомый с давлением властей, заявил об отсутствии в ведомстве соответствующих уголовных дел, представить, насколько неудобна фигура нынешнего кишиневского примара для новых властей, совсем несложно.
Даже за тот небольшой срок, в течение которого PAS реально принялась за управление республикой, стало совершенно понятно, что нормального общения между правящей триадой президент-парламент-правительство и мэрией Кишинева ждать не приходится. Только за последние несколько недель произошел целый ряд взаимных перепалок. Одну из первых породил скандал с введением обязательного платного тестирования непривитых от коронавируса сотрудников образовательных учреждений, когда Ион Чебан, по сути, отменил действие этого решения в столице.
Еще одним поводом для конфликта стало давление на муниципалитеты, которое, по словам Чебана, оказывает власть, а также ограничение их автономии. Он тут же напомнил правительству об одном из пунктов предвыборной программы PAS, где предусмотрено повышение финансовой независимости муниципальных властей, в том числе путем сохранения в местном бюджете части подоходного налога юридических лиц, чтобы населенные пункты имели возможности для развития. Он пригрозил, что в случае невыполнения обещаний, примары готовы выйти на протесты.
В PAS даже не стараются скрывать свое недовольство по поводу действий и заявлений кишиневского мэра, открыто намекая, что тот стал «
слишком громким». И хотя не стоит исключать, что рассказы Чебана о готовящихся против него атаках пока являются скорее превентивной защитной мерой, чем констатацией реальной угрозы, факт в том, что у центра более чем достаточно поводов для того, чтобы разобраться с градоначальником как можно скорее. И дело, конечно, не только в нелицеприятных оценках, регулярно звучащих из примэрии.
В правящей партии понимают, что Ион Чебан, безусловно, входит в тот небольшой пул политиков, способных возглавить противостоящее текущему режиму оппозиционное движение в ходе следующих электоральных кампаний. Для этого у политика неплохие стартовые позиции. Последние два года складывались для него, в отличие от коллег по ПСРМ, вполне удачно. Неожиданная победа на выборах в Кишиневе, в честной и конкурентной борьбе против явного фаворита, впервые за тридцатилетие молдавской независимости «отдала» столицу левому политику. При этом сильнейшим преимуществом для новоиспеченного мэра стало то, что после катастрофического примарства либерала Дорина Киртоакэ планка для его преемника оказалась поставлена так низко, что теперь еще сильнее оттеняет любые успехи нового мэра.
А успехи эти, меж тем, есть. Конечно, эти два года едва ли стали периодом какого-то грандиозного ренессанса Кишинева, но для построения современного европейского города кое-что все-таки было сделано. В этом плане Ион Чебан окучивает сразу несколько выгодных тем: защита исторических зданий, борьба со стихийной застройкой, озеленение и расширение парковых зон. Одним из основных достижений стало масштабное обновление автопарка общественного транспорта, которое позитивно оценили большинство жителей столице.
Кроме того, «социалистическое» реноме не помешало мэру налаживать связи с городами как в России, так и в Румынии и Украине, привлекая какие-никакие инвестиции и нарабатывая международные связи. Важным моментом стало и то, что в этом году вроде как, наконец, получилось наладить контроль над муниципальным советом, что послужит отличным подспорьем в будущем.
Все это позволяет Иону Чебану потихоньку накапливать политический капитал, который, как полагают многие эксперты, в дальнейшем будет использован в рамках нового этапа его политической карьеры. Возможно, она продолжится в составе ПСРМ, в которой мэр временно приостановил членство. Есть информация, что Чебан является лидером одной из нескольких фракций в партии, и одно время даже претендовал на занятие поста председателя формирования. Правда, последний в итоге вернулся Игорю Додону.
Вторым вариантом может стать сольная карьера и создание собственного центристского движения. Пока же Ион Чебан наверняка продолжит выступать с критикой властей, конвертируя в собственные предвыборные очки их последующие промахи, а также консолидировать муниципалитеты на дальнейшую войну с центром за расширение автономии и более справедливое распределение доходов.
Едва ли в PAS будут безучастно смотреть на рост популярности мэра-оппозиционера, равно как и долго терпеть «левого» политика во главе столицы динамично евроинтегрирующейся страны. Так что с учетом неизбежного и, вероятно, скорого начала «очистки» молдавского политического поля от любых ростков инакомыслия, можно ожидать, что мэрия Кишинева окажется одним из эпицентров этого процесса.