Сергей ЧЕБАН
Промахи власти позволяют оппозиции создать платформу для постоянной критики и длительного уличного протеста, чтобы держать правящую партию в состоянии перманентно высокого напряжения
Вчера «Блок коммунистов и социалистов» собрал в Кишинёве публичный протест в поддержку арестованного генпрокурора Александра Стояногло. Митингующие выступили против его отстранения, а также других действий президента Майи Санду и правящей партии «Действие и солидарность». Граждане, принявшие участие в пикете, призвали Совет Европы отреагировать на задержание Стояногло, ставшего, по их мнению, жертвой политических репрессий, а международное сообщество – вмешаться и помочь в восстановлении демократических принципов и законности в государстве.
Параллельно со столичным в Гагаузии прошел свой митинг в поддержку отстраненного генпрокурора. На главной площади Комрата звучали практически аналогичные призывы об освобождении Александра Стояногло и восстановлении его в должности, а также требования о привлечении к ответственности лиц, причастных к незаконному аресту. После завершения акции протеста группа граждан даже ненадолго перекрыла дорогу на одной из трасс при въезде в гагаузскую автономию в качестве «предупредительного выстрела».
Помимо парламентской левой оппозиции, а также других политических проектов, приближённых к Москве, лёгкое давление обозначают и внесистемные представители политического спектра страны в лице правых партий, а также бывших соратников Майи Санду по блоку «ACUM». Судя по всему, первый явный промах нынешней власти объединил практически всех политиков различных сортов и мастей в общем порыве несколько «подправить» рейтинг президента и лояльного ему парламентского монобольшинства.
Пока руководство республики старается не подавать виду и изображает полную уверенность в правильности своих решений, не отвлекаясь на роптание недовольных. Близкие к власти «говорящие головы» достаточно иронично прокомментировали весьма скромный по своим масштабам уличный протест, назвав его «реанимацией оппозиции». По их мнению, это ведёт к развитию демократических процессов в стране и повышению эффективности действующей власти, если в качестве политического оппонента выступает такая «активная оппозиция».
Ближайшие недели покажут, сколько именно политических дивидендов удастся получить коммунистам и социалистам на «теме Стояногло». Пока лишь очевидно одно: уличные выступления против главы государства и партии «Действие и солидарность» не привлекают другие политические силы, прежде всего, по причине сохраняющейся токсичности ПСРМ в её нынешней конфигурации. Тем не менее, сам факт старта протестов имеет важное значение, особенно в условиях ожидающегося ухудшения социально-экономического и эпидемиологического положения в Молдове.
Активные протестные выпады против политизированных решений власти необходимы «БКИС», которые тем самым будут тормозить возбуждение уголовных дел новыми назначенцами в прокуратуре против ряда депутатов из числа социалистов. Поэтому главная цель состоит не только в том, чтобы поднять градус общественного недовольства делом генпрокурора, но и обеспечить политическую безопасность. Именно повышением уровня личной угрозы экс-президенту Игорю Додону после зачистки прокуратуры можно объяснить спешный визит в Москву для встречи с Дмитрием Козаком и последовавшее резкое оживление левых сил по теме ареста Александра Стояногло.
Оппозиция, конечно же, может продолжить линию протестных мероприятий. Впрочем, после вчерашнего митинга совершенно понятно, что в обществе хоть и присутствует определённое недовольство странным эпизодом с арестом генерального прокурора, однако сам по себе этот вопрос не выталкивает массы людей на площадь. Поэтому лидерам «Блока коммунистов и социалистов» следовало бы хорошо подумать над тем, каким именно образом можно удержать дело прокурора в подогретом состоянии, а также собрать под своими «протестными знамёнами» как можно большее число политических сил и активистов.
Одно из слабых мест в уголовном производстве против Стояногло – это явные нестыковки со стороны обвинения, которые многим представляются, мягко говоря, не совсем убедительными. Поэтому, если прокуроры убеждены в правомерности своих доводов, они должны привести убедительные доказательства, а не сведения, собранные из открытых источников и в интернете. В противном случае провал линии обвинения и реабилитация генерального прокурора может только ускорить его инкорпорирование в молдавскую политику.
На минувшей неделе Майя Санду призвала прокуратуру своевременно и широко информировать общество о процедурах, применяемых в отношении Александра Стояногло, чтобы обеспечить максимальную прозрачность. Раз уж дело приобрело яркий политический оттенок, то советники президента видимо порекомендовали руководству проявить инициативу и взять под личную опеку процесс над экс-прокурором. Таким позиционированием в качестве арбитра, по всей видимости, планируется перехватить повестку у оппозиции и приглушить общественный резонанс. Надо полагать, что по этой же причине идёт вброс информации о том, что начальник ГП якобы стал жертвой внутривидовых разборок и борьбы между различными кланами силовиков.
Похоже, что дело Стояногло вырвалось на верхние строчки внутриполитической повестки и требует коллективного сопряжения усилий президента, правительства и парламента для поиска оптимального выхода из этой запутанной и сложной ситуации. Эксперты с самого начала прогнозировали, что замена главного прокурора не станет лёгкой прогулкой для власти, рекомендуя действовать законно, осторожно и деликатно. Теперь же руководство страны дало повод сомневаться в каждом последующем деле, поэтому возможные разбирательства в отношении бывших политиков и высокопоставленных чиновников будут резонировать не менее громко. Безусловно, система активно сопротивляется и будет сопротивляться, а политики из правительства и правящего большинства должны доказать, что президент и партия умеют играть не только в оппозицию.
У «Блока коммунистов и социалистов» будет ещё немало причин для критики власти, чтобы держать её в состоянии перманентно повышенного напряжения. Вопрос лишь в том, насколько успешно будут использованы эти поводы и смогут ли левые силы вернуть себе доверие граждан. В целом же у оппозиции есть хороший шанс создать платформу для длительного уличного протеста, чтобы обкатать новых лидеров и внести свежую кровь на левом фланге молдавской политики.