Неудачные действия Кишинева в газовом вопросе, помноженные на неблагоприятные мировые тенденции, поставили Молдову на грань масштабного энергетического кризиса. Апокалиптичных сценариев, скорее всего, удастся избежать – но последствия у ошибок властей будут
Владимир РОТАРЬ, RTA:
В понедельник вице-премьер Андрей Спыну отчитался об итогах своей рабочей поездки в Санкт-Петербург, где он должен был провести переговоры по столь животрепещущему сейчас для республики газовому вопросу. Многие ожидали, что чиновник расставит, наконец-таки, все точки над «и» и даст ответ: есть конт(р)акт или нет. На деле же Спыну не сообщил ничего конкретного, заверив лишь, что «поводов для беспокойства нет», и все якобы идет в плановом режиме.
Впрочем, напускной оптимизм ответственного за переговоры с «Газпромом» чиновника с реальностью коррелирует мало. Отсутствие нового долгосрочного контракта – это факт. Сокращение поставок голубого топлива в Молдову и на этом фоне просьба «Молдовогаза» к хозяйствующим субъектам сокращать его потребление – факт номер два. Закупочная цена в почти 800 долларов в октябре, превышающая расценки этого и прошлого года в четыре-пять раз – факт номер три. И это не говоря уже о слухах о возможном кризисе с электроэнергией, который Спыну между делом также поспешил опровергнуть.
Видно, что руководство страны газовый кризис явно застал врасплох. Хорошо хоть, что уже никто не вспоминает установки Майи Санду, еще недавно меланхолично рассуждавшей о «бессмысленности» подключения правительства к решению этого вопроса. Впрочем, время все равно было упущено – даже депутаты правящей партии не стесняются говорить, что приступать к переговорам с Москвой необходимо было еще в августе, сразу после формирования кабмина. Теперь же «энергетические бреши» приходится затыкать в пожарном режиме.
То, что диалог с российским поставщиком, несмотря на бодрые реляции Спыну, протекает не то, чтобы хорошо, можно понять сразу по нескольким «сигнальным» моментам. Во-первых, самого вице-премьера так и не принял глава «Газпрома» Алексей Миллер – пришлось довольствовать лишь встречей с его заместителем Еленой Бурмистровой. Так что именно ей было донесено среди прочего недовольство Кишинева текущей закупочной ценой и желание заключить новый контракт на условиях прошлых лет.
Во-вторых, СМИ сообщили о запросе властей в адрес Европейского союза об экстренных поставках газа. Впоследствии эту информацию отчасти подтвердили в министерстве инфраструктуры и регионального развития, уточнив, что идут переговоры об одновременных поставках из России и ЕС. В том числе и для этого, скорее всего, отправился намедни в Брюссель министр иностранных дел и европейской интеграции Нику Попеску.
Любопытно, что и сам Спыну, общаясь с журналистами, тоже нетонко намекнул, что прорабатываются разные сценарии, в том числе альтернативные источники получения газа. Складывается впечатление, что Кишинев таким образом пытается «блефовать», притворяясь, что у него есть различные опции. Проблема в том, что в действительности опция, по сути, одна, и российская сторона об этом прекрасно осведомлена. Даже с учетом запуска газопровода Яссы-Унгены-Кишинев газ из России остается единственным экономически целесообразным вариантом для Молдовы. Можно, конечно, как Украина, принципиально наладить реверсные поставки, получая российский газ под видом, скажем, румынского, но, надеюсь, до таких новаций новая власть все же не додумается.
Как бы не хотелось Кишиневу, а договариваться с «Газпромом» так или иначе придется, причем, скорее всего, на условиях российского монополиста. Это понимание подчеркивают и последние действия правительства, уже занявшегося разработкой механизмов компенсации роста тарифов на время отопительного сезона, правда только для уязвимых слоев населения. Пока что ценники на газ для населения не поднимались, но уже сказано, что цена будет скорректирована сразу после заключения нового контракта.
Газовый тупик, в который угодила республика, безусловно, во многом обусловлен динамично меняющейся мировой конъюнктурой, включая восстановление экономики, переход на чистые источники энергии и, как следствие, рост потребления газа. Но думать о том, что в вопросе газовых поставок из России в страны СНГ присутствует только экономическая логика – очень наивно. Но именно такой подход почему-то взяли на вооружение глава государства, которая данную позицию к тому же озвучила публично, и ее окружение.
В итоге протянутую Москвой руку если не дружбы, то хотя бы товарищества, Кишинев не «пожал», устроив целый ряд демаршей: на Крымской платформе, в ООН, в приднестровском урегулировании, на выборах в Госдуму РФ, когда не послал наблюдателей и громко возмутился голосованием на территории левобережья. Не стоит забывать и о символических, но демонстративных шагах, вроде непропуска в Молдову российского миротворца. Кроме того, до сих пор не был организован визит высокого уровня в Россию, хотя времени для этого было предостаточно. Уж у президента, находящейся в своей должности уже год, так точно.
Так что теперь наступило время собирать камни, и нет ничего удивительного, что переговоры с «Газпромом» идут так непросто. Возможно, у этой истории все-таки будет счастливый конец, однако, более вероятно то, что недальновидность правящей партии, забывшей о существовании иных векторов внешней политики, кроме западного, будет иметь свою цену. И за «плохое поведение» в этот раз придется заплатить. Ведь Дмитрий Козак предупреждал, что подарки, читай – односторонние уступки, по умолчанию никто никому делать не должен. А новое руководство страны для их получения за прошедшие месяцы не сделало ничего. Поэтому и цена на газ для Молдовы будет установлена не как для «своих», а как для остальных «партнеров» – со всеми вытекающими последствиями.