Сергей ЧЕБАН
Похоже, что Москва не опустила рук и жаждет реванша в Молдове, аккуратно готовясь к новому витку, по-видимому, неизбежного внутриполитического кризиса в республике
Прошедшие президентские и парламентские выборы в нашей стране стали рубежным моментом для Российской Федерации, приблизившим осознание её места и возможностей в Молдове. Сложно сказать, насколько правильные выводы были извлечены из серии поражений, которые потерпели лояльные Москве политические силы в последний год. Тем не менее, есть причины думать, что определённые процессы «зализывания ран» и переоценки произошли, и Кремль потихоньку начал перегруппировку своих сил.
При всём кажущемся на первый взгляд пониженном внимании и некотором охлаждении интереса к Молдове, Москва, судя по всему, переосмыслила работу на молдавском направлении, нацелившись на сохранение имеющихся инструментов воздействия на республику и укрепление своих позиций. Всё это в совокупности должно стать основой для формирования прочных и долгосрочных условий политического влияния на Кишинёв.
Географическое и геостратегическое положение нашей страны, объём ресурсов, вложенных Россией в молдавских политиков, партии, отрасли экономики, бизнес, медийную сферу, а также в приднестровское урегулирование, прочно удерживают Кремль в нашем региональном пространстве. Несмотря на мнения многочисленных российских скептиков, не усматривающих особой значимости Молдовы для Москвы, целый ряд признаков указывает на то, что в ближайшей перспективе наша страна будет оставаться в зоне активных действий российской внешней политики.
На сегодняшний день можно предположить, что главной целью российских стратегов является расширение числа партийных проектов различной идеологической направленности и расстановка этих сил по всему периметру политического спектра Молдовы. Вероятно, ключевой вывод, к которому Москву подтолкнули летние парламентские выборы, заключается в том, что для занятия уверенных постэлекторальных позиций опираться исключительно на пророссийские проекты на левом фланге больше невозможно. Это связано во многом с трансформацией молдавского общества, сокращением русскоязычного населения, изменениями электоральной структуры и политических предпочтений граждан, повышением качества социального запроса к молдавским политическим элитам.
Несмотря на ослабление позиций Игоря Додона, а вместе с ним и партии социалистов, все досужие рассуждения об отказе от этих политических проектов пока не выдерживают никакой критики. Скорее всего, можно лишь говорить о том, что ПСРМ и её лидеры утратили статус однозначных фаворитов Кремля. Пока, тем не менее, социалисты остаются достаточно востребованным политформированием, на которое Москва, так или иначе, будет вынуждена опираться в течение ближайших лет.
Основная интрига в последние месяцы разворачивалась вокруг «Блока коммунистов и социалистов», которому прочили то быстрый распад, то окончательное «сращивание активов». Накануне выборов лидеры формирования делали самые разные заявления по поводу поствыборных раскладов, включая планы по созданию двух отдельных фракций. В итоге же мы увидели консолидацию оппозиции, и это даёт основания говорить, что следующим логическим шагом должно стать объединение двух партий.
Однако в начале месяца, положительно отзываясь о сотрудничестве с ПСРМ в рамках парламентской фракции, Владимир Воронин при этом достаточно резко отверг идею полного объединения с социалистами, ссылаясь на идеологическую несовместимость партий. Кроме этого, лидер коммунистов опроверг слухи о том, что он обсуждает этот вопрос с Игорем Додоном. Является это проявлением политического торга или признаком нежелания коммунистов быть поглощёнными своими соратниками, станет понятнее ближе к ноябрю. Тогда у ПКРМ состоится общереспубликанский съезд, где и будут приняты решения о дальнейшей судьбе партии.
На минувшей неделе Игорь Додон, по сути, ответил Воронину той же монетой, заявив, что у коммунистов нет шансов остаться на молдавском политическом олимпе без поддержки партии социалистов. По словам Додона, раз руководство компартии не усматривает необходимости в дальнейшем развитии межпартийной интеграции, то ПСРМ готова продолжить свой политический путь самостоятельно.
Помимо традиционной рутинной работы на левом фланге качественно новым направлением приложения усилий Москвы, по всей видимости, становится центральный сегмент молдавской политики, который, по сути, высвободился после ухода Демократической партии Молдовы из политической жизни страны. Тот факт, что избиратели, голосующие за центристские партии, решили отдать на прошедших досрочных выборах предпочтение партии «Действие и солидарность» является, по мнению специалистов, временным явлением и объясняется во многом отсутствием разумной альтернативы. По этой причине эксперты сходятся во мнении, что Кремль в ближайшие годы будет активно работать над сколачиванием нового проекта для его последующего размещения по центру молдавского политического спектра.
На текущем этапе можно заметить, как идёт постепенный отбор фронтменов и лидеров новой партии, которые плавно репозиционируются на нашем политическом рынке в качестве перспективных молодых политиков, способных предложить гражданам альтернативный умеренный курс развития страны. Судя по размеренным темпам работы, этот процесс заточен на долгосрочное проектирование. Впрочем, учитывая текущее состояние дел у действующей власти, не исключено, что официальный запуск новой центристской партии может произойти с опережением графика.
Среди самых очевидных претендентов – башкан Гагаузии Ирина Влах и мэр Кишинёва Ион Чебан, которые всё чаще выходят за пределы региональной/столичной повестки и обозначают претензию на продолжение политической карьеры в общенациональных масштабах. При этом ведётся последовательная работа по наращиванию симпатий со стороны более широких электоральных слоёв за счёт акцентов на румынском языке, необходимости выстраивания хороших взаимоотношений со всеми внешними партнёрами, а также особых отношений с ЕС и Румынией. Следует отметить, что одним из важных элементов риторики этой категории растущих политиков является публичное и выраженное дистанцирование от Игоря Додона, а также от всех токсичных процессов, которые происходят на левом фланге.
Похоже, что Москва не опустила рук и жаждет некоторого реванша в Молдове, аккуратно готовясь к новому витку внутриполитического кризиса, который, по-видимому, неизбежен. Диверсификация проектов и расширение своего инструментария, о чём мы
писали ещё год назад, стали единственным из возможных вариантов, способным сохранить реальные перспективы для России в нашем регионе.