Странностей в маневрах власти в период газового кризиса становится все больше. Если, конечно, под ними нет скрытых мотивов
Владимир РОТАРЬ, RTA:
Считанные дни остались до завершения срока действия имеющегося соглашения между Молдовой и «Газпромом». Ответственные чиновники регулярно куда-то ездят, проводят не слишком информативные брифинги, но ответа на главные вопросы: по чём и у кого будем покупать газ – отсутствуют.
Завтра вице-премьер Андрей Спыну в очередной раз командируется в Россию, чтобы, наконец-таки, попасть на прием к главе российского газового монополиста Алексею Миллеру. Впрочем, шансы на то, что дело сдвинется с мертвой точки, кажутся небольшими. Обе стороны проявляют принципиальность и твердо стоят на своих позициях, считая, что сделали достаточно уступок. Так ли это на самом деле? Давайте разбираться.
Отталкиваясь от выступлений в СМИ официального представителя «Газпрома» можно понять, что компания готова продлить действующий контракт еще на месяц при условии полной оплаты поставок за сентябрь и октябрь этого года. Звучит вполне разумно. За это время предлагается найти окончательный компромисс насчет уже долгосрочного соглашения, причем Кишиневу готовы сделать 25-процентную скидку при условии погашения исторических долгов правобережной Молдовы в течение нескольких лет.
Понятно, что россияне немного лукавят, когда говорят, что в нынешней ситуации есть только чистая экономика и никакой политики – при более приятной Кремлю конфигурации молдавской власти, по крайней мере, вопрос долгов мог бы не ставиться так остро. С другой стороны позицию «Газпрома» нельзя назвать радикальной, особенно с учетом некоторых моментов, о которых я упомяну дальше. Итоговая цена со скидкой не называется, но по некоторым данным она составит около 600 долларов. Что, безусловно, намного больше, чем раньше, но вполне щадяще в условиях текущей рыночной конъюнктуры.
А что же Кишинев? Здесь все не так однозначно. На первый взгляд, власти ведут себя абсолютно правильно, «выбивая» для страны наилучшие условия контракта и наиболее благоприятные цены. Чиновники открыто говорят, что тем самым, прежде всего, защищают интересы республики. Тем не менее, в действиях наших управленцев появляется все больше странностей, а порой и полное отсутствие логики, на которые уже сложно закрывать глаза.
По сути, Кишинев хочет получить от «Газпрома» огромный нерыночный дисконт на голубое топливо, но при этом: под предлогом внедрения «Третьего энергопакета» ЕС планирует отобрать собственность компании в республике; не хочет даже поднимать тему исторического долга левобережья; не желает признавать даже задолженность правобережной Молдовы за поставленный газ, которая на сегодняшний день превышает 700 млн. долларов. То есть интересы «Газпрома» не только не учитываются, но и, скажем так, будут вовсю попираться. На какие большие скидки в подобных обстоятельствах можно рассчитывать – не очень понятно.
Одновременно Кишинев пытается давить в переговорах на Москву по двум основным точкам. Первое – наличие альтернативных источников. Наши ответственные лица в последние недели развили особо бурную деятельность на этом направлении. Очень быстро и с нарушением закона нашли в бюджете 1,7 млрд. леев для госкомпании Energocom. И через нее уже совершили первую коммерческую закупку по тендеру у польского поставщика PGNiG. Таким образом, чем сейчас вовсю хвалятся власти, впервые в истории Молдовы газ придет как бы не из России. Правда, цена за него – около 1200 долларов, в два раза выше газпромовской – и небольшой объем, который назвали «пробным», смотрятся уже не столь вдохновляюще.
Кроме того, по сообщениям украинских СМИ, все тот же Energocom подписал рамочное соглашение с украинским «Нафтогазом» на поставку до 700 млн. кубометров. Это много – больше половины ежегодной потребности страны без учета приднестровского региона. Однако, этот газ естественно не гуманитарная помощь и стоить будет соответственно – примерно все те же 1200 долларов, куда будет включаться в том числе и прибыль нашего соседа. Если размышлять дальше, то становится совсем странно. Получается, что Кишинев готов покупать «украинский» газ, который до этого был приобретен у европейских поставщиков, которые в свою очередь сами купили его у «Газпрома» с сопутствующими издержками за посредничество и транспортировку вместо того, чтобы получать газ напрямую из России. И это называется выгодным предложением!
Такие маневры едва ли впечатлят Кремль, для которого молдавский газовый рынок, по сути, лишь капля в море. Поэтому у Кишинева есть еще один козырь в рукаве – Приднестровье, которому газ также нужен и даже в бОльших объемах. Власти, как уже было сказано, всем видом показывают, что Молдова сможет получать газ и из иных источников и по иным путям, к примеру, многострадальному газопроводу Яссы-Кишинев. При этом последний покрывает все потребности Молдовы, но без левобережья, до которого трубы естественно не проведены. Расчет ясен – Москва не может оставить анклав без газа, на котором, в общем-то, держится местная экономика, и работают важнейшие предприятия вроде ММЗ и крупнейшей электростанции.
Тем не менее, эта карта может сыграть намного слабее, чем это представляют в правящей партии. Во-первых, не стоит исключать варианта появления отдельного газового соглашения с Приднестровьем. Во-вторых, расчет на то, что Украина поставку для региона по своей территории заблокирует «по первому звонку», нереалистичен. Киев, наоборот, сейчас всеми силами цепляется за транзит по собственной ГТС, приносящий в казну миллиарды долларов, которая после запуска всех «потоков», включая «СП-2», с высокой долей вероятности окажется бесхозной. Не зря же украинцы при всей своей враждебной риторике в адрес Москвы недавно сами согласились сделать огромную 50-процентную скидку на транзит газа сверх установленных контрактом объемов, в том числе и для «Газпрома».
Каким-то образом навредить своему статусу транзитера Украине будет крайне невыгодно, даже в угоду интересов дружественной Молдовы. В конце концов, одно дело не пускать транспорт на приднестровских номерах, что в принципе ничего Киеву не стоит, другое – давать дополнительные козыри Москве для того, чтобы лишний раз показать несостоятельность страны как газового хаба. А все мы знаем щепетильность украинцев, когда дело касается финансовых вопросов. Тот же пример с продолжением строительства каскада гидроэлектростанций на Днестре, несмотря на все возражения Кишинева, вполне показателен.
Плюс стоит держать в уме и то, что, оставлением Приднестровья на произвол судьбы газовом кризисе центральные власти уж точно не поспособствуют реинтеграции региона, который в этом случае наверняка сможет рассчитывать на существенное увеличение поддержки из РФ.
В общем ситуация откровенно странная. Власти вроде бы самоотверженно бьются с «Газпромом» во благо лучших условий контракта для страны. Тем не менее, все больше возникает ощущение, что жесткость позиций Кишинева обусловлено отнюдь не благородными мотивами, а желанием совершить исторический разрыв газовых связей с Россией, даже несмотря на колоссальные финансовые потери. А все эти бесконечные раунды переговоров – просто имитация и база для последующих заявлений о том, что «было сделано все возможное». Этим объясняется и разгоняемая в молдавских СМИ истерия о «российском шантаже», о «непомерных требованиях» и т.д. Не желая заключать с «Газпромом» контракт по «завышенной» цене, власти совершают странные маневры, в том числе с нарушениями закона, покупая газ за цену вдвое больше и подавая это обществу как «прорыв» и «историческое» достижение.
Если верить чиновникам на слово, то выходит, что логика в их действиях хромает на обе ноги. Однако если здесь есть скрытые мотивы, то все встает на свои места: Крымская платформа, кризис в приднестровском урегулировании, требования в ООН о выводе российских войск, акции против миротворцев. А теперь вот и газовый раскол, который может вбить еще один – возможно, один из последних – гвоздь в крышку гроба перспектив молдо-российских отношений.