Владимир РОТАРЬ
Газовый кризис на время оттянул на себя практически все внимание общественности, в то время как внутри республики продолжают разворачиваться события крайне важные для будущего политического бытия Молдовы
Юстиция на страже интересов власти
Теперь, когда невеселая перспектива остаться без газа в грядущую зиму больше не маячит на горизонте, руководство страны наверняка с удвоенной силой и энергией продолжит воплощать в жизнь предвыборную программу. Как помним, один из ее пунктов уже «триумфально выполнили» – а именно подняли минимальный уровень пенсий до 2000 лей. Правда, не всем и с оговорками, да и цены этой осенью махнули так, что прибавку многие и не заметили (не говоря уже о неизбежном и скором повышении тарифов). Но формально обещание исполнено.
Следующими в списке стоят борьба с коррупцией и многострадальная реформа юстиции. Судя по первым телодвижениям, результаты здесь ожидаются не лучше, чем с пенсиями. Пока что все шаги, якобы предпринимающиеся во имя этих светлых целей, больше напоминают банальное установление контроля над ключевыми судебными и надзорными органами, а также подготовку удобной почвы для последующей «прополки» политического пространства республики. Если уж даже из очень лояльного сейчас к Молдове ЕС начали доноситься
тревожные звоночки по поводу некоторых законодательных изменений (в частности, по закону о прокуратуре), это о чем-то, да говорит.
Впрочем, останавливаться в PAS не намерены, что видно по кейсу Александра Стояногло. На днях отстраненному от должности генпрокурору продлили домашний арест еще на 30 суток. Судилище над бывшим начальником прокуратуры все больше напоминает беспредел, а не демократическое судопроизводство. Все аргументы адвокатов Стояногло, письменно подкрепленные, игнорируются, в то время как обвинение продолжают строить на заявлении Лилиана Карпа, статьях в СМИ и показаниях аж целого одного свидетеля, которые за месяц смог «родить» новый руководитель ГП.
Понятно, что неугодных будут ловить и сажать не только в генпрокуратуре. В октябре Конституционный суд одобрил инициативу депутатов PAS об ограничении депутатской неприкосновенности. Предложенными
поправками в Конституцию предусматривается перечень преступлений, при расследовании которых подозреваемых законодателей можно задерживать, обыскивать и арестовывать без разрешения парламента. Речь идет о случаях активной и пассивной коррупции, злоупотреблении властью, незаконном обогащении, отмывании денег и извлечении выгоды из влияния.
И вроде бы изменения правильные, но, смотря на ситуацию с Александром Стояногло, нетрудно догадаться, как и против кого будет применяться эта новая дубинка в руках властей. Согласно законодательству, за данные поправки можно будет проголосовать через полгода. Так что, возможно, довольно скоро мы увидим новые эпизоды «маски-шоу» уже в стенах парламента.
Контроль над медиарынком
Еще один пакет законодательных поправок от правящей партии, представленный и уже принятый в первом чтении в прошлом месяце, был посвящен национальному медиарынку и вызвал большой переполох в профильной среде. А случилось вот что – Teleradio-Moldova вырвали из-под контроля Совета телерадио в пользу парламента. Теперь депутаты не только смогут утверждать гендиректора компании на семилетний срок, но и получат возможность отправить его в отставку за ненадлежащее выполнение служебных обязанностей.
Дальше – больше. Число членов наблюдательного совета Teleradio-Moldova, а также Совета телерадио (на минуточку, определяющего правила игры в медийном пространстве республики) сократят с девяти до семи, причем пять из них будет назначаться по предложению парламента, президента и правительства и только два – от гражданского общества и общественных организацией в области медиа. До этого пропорция была, мягко говоря, другая – четыре от органов власти и пять от общественников.
Сами авторы законопроекта считают, что поправки «повысят качество медиауслуг общественного телевидения и радио». Вот только, кажется, ту точку зрения мало кто разделяет. Глава Совета телерадио Алла Урсу-Анточ назвала предложенные изменения ничем иным, как посягательством на независимость молдавских медиа: «Устанавливается политический контроль над единственным учреждением, регламентирующим медиарынок и единственным национальным поставщиком медиауслуг. Это попытка подчинить нас политически».
Раскритиковали решение парламента и неправительственные организации в области СМИ. «В прошлом передача парламенту, президенту и правительству прерогативы назначения и отзыва руководства TRM привела к порочной практике полного подчинения компании политическим силам, находившимся у власти. Напомним, что подобное вмешательство в редакционную политику госканала уже приводило к осуждению Молдовы в ЕСПЧ за нарушение 10 статьи конвенции», — отмечается в заявлении НПО, среди которых Ассоциация независимой прессы, Центр журналистских расследований, Ассоциация электронной прессы, RISE Moldova и другие.
А в Национальном центре борьбы с коррупцией после анализа поправок заявили, что отмена публичного конкурса для избрания генерального директора Teleradio-Moldova «противоречит всем национальным и международным стандартам борьбы с коррупцией».
Таким образом, правящая партия получает еще один инструмент для того, чтобы укрепить свой режим, а заодно нанести удар по медиасеткам конкурентов, ради чего вся эта катавасия с TRM собственно и затевалась.
Наступление в Бельцах
Если вы думали, что с выборами в этом году окончательно покончено, то это не так. Из-за отставки Ренато Усатого освободилось место градоначальника во втором крупнейшем городе страны – Бельцах. За это пост на досрочных выборах собирается побороться целая когорта кандидатов, среди которых выделяются нынешний вице-мэр Николай Григоришин, социалист Александр Нестеровский и один из лидеров партии «ШОР» Марина Таубер. Вместе с выборами в Бельцах должно пройти голосование еще в 14 населенных пунктах, но, понятное дело, основное внимание будет приковано именно к северной столице.
Правящая партия также решила не оставаться в стороне и включиться в гонку. Бельцы для правых не совсем традиционная вотчина, однако, в PAS стремятся продемонстрировать набранную мощь и победить (или хотя бы показать убедительный результат) даже там, где еще недавно это казалось маловероятным. Официальным кандидатом от партии большинства стал Борис Маркоч – известный в городе бизнесмен, бывший муниципальный советник, а ныне депутат парламента.
На избирательную кампанию Маркоча брошены немалые ресурсы, в том числе и административные. Это ярко проявилось в скандальном эпизоде с отказом в регистрации кандидата от платформы DA Арины Спэтару. Не то, чтобы это был потенциальный лидер гонки – однако, к примеру, в 2018 году на мэрских выборах она набрала более шести процентов. Вероятно, в PAS решили не дробить без того не самый многочисленный правый электорат, оставив для него только одного сильного кандидата.
«Настали времена, когда с предвыборной гонки снимают кандидатов, не устраивающих власти?» – риторически задалась вопросом по этому поводу Спэтару.
«Плохие» автономии
Совсем пока не ладятся отношения у центральных властей с автономиями. Что касается Гагаузии, то, видимо, реноме ее башкана и по совместительству бывшей союзницы Игоря Додона, а также неизменно «левое» голосование населения для
идеологически «зашоренного» президента автоматически исключает регион из ряда «правильных». Ирина Влах уже пожаловалась, что диалога между Комратом и Кишиневом, по сути, нет, а автономия сталкивается с целым рядом недружественных шагов.
«Получается такая ситуация, что, если жители Гагаузии не проголосовали за Майю Санду, значит, это плохие люди. Ведь госпожа Санду говорит, что она президент хороших людей – тех, кто за нее проголосовал. Я хочу напомнить госпоже президенту, что люди, проживающие Гагаузии – они все граждане Республики Молдова», –
заявила Ирина Влах, которую, кстати, не включили и в новый состав Высшего совета безопасности.
С Приднестровьем, естественно, ситуация еще хуже. Процесс урегулирования явно переживает не лучшие времена, вот уже и заседание в формате «5+2» отменилось. Вполне очевидно, что реинтеграция в приоритетах правительства обитает где-то на последних местах, и это разочаровывает: имея на руках всю полноту власти, можно было бы, наконец, добиться исторического прогресса. Но, вероятно, все пойдет в колее последних лет: мы продолжим потихоньку встраивать левобережья в свое правовое поле, Тирасполь в ответ будет огрызаться. Видимо, окончательное урегулирование власти связывают не с собственными действиями, а с позицией международных партнеров, до этого предпочитая удерживать ситуацию в режиме «stand-by».
Кадровый голод
Еще один интересный эпизод, связанный с внутренней политикой – кадровый голод, который, по-видимому, начала испытывать правящая партия. О его вероятности мы писали еще давно: у молодой по молдавским меркам политсилы априори не было достаточного резерва, чтобы сразу компенсировать потери от многочисленных отставок и увольнений в государственных органах.
В итоге на неделе был объявлен конкурс на занятие вакантных должностей в правительстве, который пропиарила лично мадам президент. «Мы ищем профессиональных и честных людей, с которыми мы сможем преобразовать страну! Правительство Республики Молдова ищет активных людей, заинтересованных в работе в общественной сфере, ответственных и честных профессионалов, готовых внести свой вклад в разработку и реализацию государственных реформ и политик в различных секторах, направленных на улучшение жизни граждан», –
написала Майя Санду. Что ж, судя по последним событиям, профессиональные и честные люди ой как нужны.
Суммируя, можно легко заметить, как пропрезидентская партия, заполучив монобольшинство, активно приступило к строительству многолетнего и устойчивого политического режима, обладающего лояльными судами, органами следствия и прокуратуры, карманными СМИ, развязанными руками с точки зрения гонения на оппонентов. Учитывая прошлое Молдовы, определенные ассоциации и параллели напрашиваются сами собой. С другой стороны, чего еще было ожидать от PAS, для которой политическая борьба куда привычнее государственного строительства. В плане последнего все надежды, по-видимому, стоит возлагать на наших зарубежных друзей и их щедрые подарки и инвестиции.