Начало президентского срока Майи Санду не особо убедило граждан в том, что время хороших людей предвещает какие-то быстрые и ощутимые перемены к лучшему
Сергей ЧЕБАН, RTA:
На днях исполнился ровно год с момента избрания Майи Санду президентом Республики Молдова. Тогдашний лидер партии «Действие и солидарность» сумела взять реванш у своего главного политического соперника Игоря Додона за проигрыш на предыдущих выборах 2016 года. При массовой поддержке диаспоры она набрала почти 60% от общего количества голосов, став первой женщиной на посту главы республики.
В течение года Майе Санду удалось навязать свой план молдавской политике, сумев спровоцировать досрочные выборы и кардинальную смену власти.
Сразу же после вступления в должность, 28 декабря, Санду созвала парламентские фракции на консультации для назначения кандидатуры на должность премьер-министра по причине того, что 23 декабря Ион Кику подал в отставку с целью провоцирования перевыборов в парламент.
Победа Санду привела к скорому выходу Молдовы из изоляции со стороны Запада, а также к чёткому закреплению внешнего вектора развития государства. За год пребывания в должности президент совершила значительное количество зарубежных визитов, подавляющее число которых пришлись на страны Европейского Союза и государства, находящиеся в партнёрских отношениях с Западом. К успехам также можно отнести разблокирование внешнего финансирования и восстановление отношений с соседней Румынией и Украиной, хотя с последней и при Санду не удаётся договориться по многим ключевым проблемам вроде экологии Днестра. Кроме того, своим личным участием в «Крымской платформе» и «Ассоциированном трио» Санду лишний раз проявила принципиальную солидарность с западным сообществом, а также оттенила бесповоротный характер проевропейского курса.
Важно сказать и то, что впервые за долгий период времени лидер республики пользуется достаточно высоким уровнем уважения не только со стороны руководства соседних стран, но также и в ключевых международных столицах, включая Вашингтон и Москву. Что касается последней, то вполне может статься и ненадолго: политику Санду на российском направлении в лучшем случае можно назвать
рискованной, если не сказать хуже, да и с высокими визитами, в отличие от западных столиц, дела обстоят не очень.
Президентский срок пока по большей части проходил под лозунгом бескомпромиссной борьбы за место на молдавском политическом олимпе, поэтому конкретных результатов, которые могли бы прочувствовать рядовые граждане, крайне мало. В первый год своего мандата Майя Санду последовательно расчищала путь себе и своей команде, чтобы затем в максимально комфортных условиях попытаться выполнить предвыборную программу. Важной вехой в президентской биографии Санду стала победа на досрочных парламентских выборах, открывшая дорогу к дальнейшему политическому освоению страны и накоплению власти.
Однако с момента формирования в парламенте монобольшинства и назначения нового правительства центр тяжести молдавской политики стал медленно смещаться в сторону законодательных и исполнительных институтов, в результате чего президент стала всё реже появляться на публике и комментировать происходящее в Молдове. С другой стороны, скорее всего, это процесс контролируемый: видимо, более или менее безупречный имидж главы государства старательно оберегают от любых ассоциаций с провалами и кризисами, которые преследуют правительство с самого момента его назначения. В то же время сохраняющееся уже три месяца отсутствие квалифицированных кадров в министерствах и ведомствах, резонансная зачистка органов государственной власти и в особенности прокуратуры, несколько серьёзных «шоков» в здравоохранении, приднестровском урегулировании и энергетике, вынуждают кабинет министров отложить реализацию амбициозной программы президента на неопределённый срок.
Безуспешная первая
стодневка правительства Натальи Гаврилицы, и высокая концентрация негативных эпизодов за такой короткий отрезок дали все необходимые поводы оппозиционным силам уже по истечении трёх месяцев предложить избирателю реваншистскую повестку. На этом фоне пока ещё действующий лидер партии социалистов Игорь Додон не теряет надежды удержаться на политических высотах, требуя отставки Майи Санду и роспуска парламента для скорейшего одновременного проведения досрочных президентских и парламентских выборов.
Намедни один из молдавских политиков-бизнесменов высказал свои симпатии президенту на «годовщину», отметив, что Майя Санду это уникальный политик, у которого нет идеологии, геостратегических видений, а лишь личное кредо, чтобы Молдова поборола коррупцию. Вопрос лишь в том, достаточно ли простого романтизма и искреннего человеческого желания, чтобы выжить в большой молдавской политике и суметь реализовать масштабные цели, которые ставит перед собой президент.
Первый рабочий год на посту главы государства, очевидно, не особо убедил граждан, что время хороших людей предвещает какие-то быстрые и ощутимые результаты. Во многом успех Майи Санду и партии «Действие и солидарность» стал следствием массы крупных ошибок, допущенных предшественниками. Судя по настроениям в обществе, Майя Санду и лояльное ей парламентское большинство вместе с правительством ещё сохраняют определённый запас доверия со стороны граждан, ожидающих кардинальных перемен, но иссякнуть он может уже довольно скоро.
Поэтому следующий год обещает быть ещё более сложным и прибавить гораздо больше испытаний триединому составу нынешней власти, от которой потребуется гораздо больше разумных и осмысленных решений, поскольку списывать систематические ошибки на прежние власти будет всё сложнее и сложнее.
Если отбросить субъективную критику оппозиционеров, а также не менее субъективные восхваления проевропейских фолловеров, склонных лишь идеализировать нынешнего молдавского президента, объяснить феномен политика Майи Санду пока так никто и не смог. Судя по всему, история её правления станет для Молдовы либо эпохальным и судьбоносным этапом, либо новым периодом краха очередных несбывшихся надежд.