Сергей ЧЕБАН
Бухарест готов плотно взяться за опеку Молдовы в процессе евроинтеграции и сближения двух берегов Прута при полном взаимопонимании с новым руководством республики
Эпопея с подписанием очередного контракта по поставам газа и последовавший через месяц очередной мини-кризис из-за несвоевременных расчётов за потребленные энергоресурсы стали убедительным подтверждением того, в каком крайне уязвимом положении находится Молдова и насколько крепкими остаются ее привязки к России в некоторых стратегических отраслях.
В экспертной среде дискуссии по поводу произошедшего не утихают уже второй месяц кряду. Большинство специалистов открыто апеллируют к руководству страны с предложением как можно тщательнее осмыслить текущее положение Молдовы и принять решения, которые расширят её возможности и позволят уйти в ускоренный евроинтеграционный «отрыв». При этом, несмотря на всю мифологию, пронизывающую молдо-румынские взаимоотношения, становится уже совершенно очевидным, что выстраивание осознанной политики сближения с соседней Румынией является самым естественным и реалистичным способом выполнения этой задачи.
Наш недавно назначенный посол в этой стране Виктор Кирилэ уже публично просигнализировал, что благодаря наличию стабильного проевропейского и прорумынского большинства в Кишинёве мы полностью открыты для многопланового общения с Бухарестом и имеем уникальный шанс сблизиться с Европейским Союзом, поскольку Румыния остаётся самым важным адвокатом Молдовы в Брюсселе.
Ему, в свою очередь, вторит румынский посол в Кишинёве Даниэл Ионицэ, отмечая, что наша страна пользуется консолидированной партийной поддержкой в Бухаресте, а в программе нового правительства можно заметить практически во всех главах явные ссылки на Республику Молдова. Речь идёт о проектах, которые могут быть разработаны между отраслевыми министерствами в интересах граждан, которые еще больше укрепят особые отношения двух берегов Прута.
И, действительно, в программе недавно назначенного румынского кабинета министров Николае Чукэ зафиксировано, что Румыния уделит приоритетное внимание поддержке европейской интеграции Молдовы и её программы продемократических реформ. Правительство, в частности, сосредоточится на продвижении «стратегических двусторонних проектов», особенно тех, которые направлены на интеграцию РМ с ЕС через Румынию и популяризацию румынской идентичности и ценностей.
В качестве главного внешнеполитического приоритета Бухарест продолжит активно поддерживать усилия нашей республики по развитию взаимоотношений с Брюсселем а. Так, МИД Румынии будет содействовать созданию Группы поддержки Молдовы в Европейской комиссии, которая совместно с румынской делегацией в Европарламенте будет способствовать эффективному выполнению Кишинёвом Соглашения об ассоциации.
Не менее важным элементом программы правительства Чукэ является поддержка партнерских программ между административно-территориальными единицами Румынии и Молдовы с целью предоставления экспертных знаний в вопросах привлечения европейских фондов и реализации совместных проектов, направленных на развитие местных сообществ.
В течение всего 30-летнего периода независимого существования страны в политическом диалоге с Бухарестом у нас преобладал преимущественно осторожный прагматичный подход. К счастью или сожалению, Кишинёв не стремился наполнить эти отношения качественным содержанием и всячески дистанцировался от излишней близости, чтобы не подпитывать унионистские фобии внутри молдавского общества. Однако сохраняющаяся необходимость пересмотра существующего формата сотрудничества и логика происходящих в нашем региональном пространстве процессов, судя по всему, подталкивает руководство Молдовы к более решительным мерам.
Бухарест, со своей стороны, по-видимому, готов к чему-то большему, в том числе с точки зрения стратегического интереса сделать Молдову зоной стабильности и безопасности на своих восточных границах. Более того, там продолжают исходить из идеи, что разумное тесное сотрудничество с элементами энергетической, торгово-экономической, внешнеполитической и культурной интеграции является самым реальным вариантом добиться полноправного вхождения Молдовы в европейскую семью.
Отельные горячие головы в Кишинёве уже спекулируют на том, что Молдова стала фигурировать в официальных документах румынского правительства, а это якобы даёт основания проводить какие-то параллели с историей реунификации Германии. На самом деле включение в программу совершенно ни о чём не говорит, а принципиальная разница состоит в том, что на сегодняшний день в конституции Румынии не содержится отдельных положений, существовавших в основном законе Федеративной Республики Германия (которые в итоге привели к формированию единого государственного образования).
Как показывает опыт Украины, если Кишинёву не удастся убедить Кремль в безальтернативности своего европейского пути, то вырваться из стратегических объятий Москвы будет непросто, а процесс дезинтеграции с постсоветским пространством станет очень болезненным и конфликтным. Именно этим можно объяснить всё громче звучащие призывы со стороны отдельных политиков и экспертного сообщества о необходимости всерьёз задуматься о более выраженном сотрудничестве с Румынией в области безопасности – вплоть до заключения комплексного соглашения о военных гарантиях.
Совершенно ясно, что Молдова сейчас находится в крайне сложном и непредсказуемом региональном периметре, где статус-кво может непредсказуемо измениться абсолютно в любой момент. Это отчётливо осознают и в Бухаресте, настойчиво ожидая ясности со стороны Вашингтона по поводу дальнейшей стратегии действий США в черноморском регионе, чтобы должным образом под неё подстроиться. Однако в существующих условиях Кишинёву помимо углубления двустороннего сотрудничества было бы крайне желательно иметь вместе с Бухарестом общее видение реагирования на нестандартные варианты развития ситуации и подготовить несколько альтернативных планов совместных действий.