Сергей ЧЕБАН
Власти ищут запасные варианты, чтобы обеспечить безопасность Молдовы на случай обострения геополитической борьбы на постсоветском пространстве
Перспективы американо-российских переговоров по гарантиям безопасности, ставшие главной международной темой недели, пока остаются довольно туманными, если не сказать хуже. Как и следовало ожидать, Вашингтон и Москва на встречах в основном обмениваются списками явно завышенных и едва ли выполнимых требований. Неудивительно, что, отталкиваясь от публичных заявлений представителей США, России и стран-членов НАТО, вероятность компромисса критически низкая. Сегодняшнее заседание совета Россия – НАТО, скорее всего, только закрепит это ощущение.
Тем не менее, сам по себе факт согласия Вашингтона на запрос Москвы о переговорах, даже несмотря на ультимативный тон, в котором он был сделан, уже вызвал большие опасения у младших партнёров США, испугавшихся потенциально возможной сделки двух держав. В Кишинёве и Киеве предсказуемо ужаснулись от одной только мысли, что Белый дом и Кремль самостоятельно определят статус постсоветских территорий с точки зрения безопасности таким образом, что Молдова, Украина и Грузия или окажутся в сфере влияния Москвы, или, по крайней мере, лишаться чёткой евроатлантической перспективы, застряв в нейтральной буферной зоне.
На этом фоне у наших экспертов стали возникать самые разные предложения, которые могли бы предотвратить негативный сценарий. Со стороны гражданского общества звучат напоминания об опыте 100-летней давности, когда молдавские элиты сделали свой выбор и позволили румынской армии остановить военно-революционные процессы, захлестнувшие территорию бывшей Российской империи, и уберегли Бессарабию от поглощения советской администрацией. Поэтому сейчас активно обсуждается идея наращивания военного сотрудничества с Румынией, чтобы в случае обострения ситуации между Украиной и Россией обеспечить надёжную защиту республики. Всегда нужно иметь в виду, что граница особых геополитических интересов, на которую сегодня претендует Кремль, включает практически всю территорию постсоветского региона, то есть до Прута.
Если всё-таки страны НАТО не найдут консенсуса с Москвой и отношения продолжат ухудшаться, то общая ситуация в регионе войдёт в стадию абсолютной непредсказуемости. Если ещё несколько лет назад очередная волна российской интервенции в Украину казалась маловероятной, то в условиях провала переговоров с Западом Россия вполне может решиться на ассиметричные действия, и, к примеру, полностью отрезать Украину от моря.
Гибридные действия вполне могут быть применены и в отношении нашего государства, учитывая, в том числе и фактор неурегулированности приднестровского конфликта. Возможности нашей страны справиться с подобными рисками собственными силами практически равны нулю. Поэтому, когда будут нарушены все правила и запущены процессы силового контроля над территориями, станут оправданными любые неординарные решения. Поэтому нашему руководству действительно необходимо начать искать запасные варианты, чтобы обеспечить безопасность Молдовы и выставить надёжный заслон против продвижения «зелёных человечков» вглубь территории до Прута.
Тем более что наши политики, как видно, испытывают тревогу от происходящего, и поэтому предпринимают попытки, чтобы хоть как-то вклинить молдавские интересы в общие дебаты об архитектуре европейской безопасности. В начале недели глава МИДЕИ Нику Попеску провёл телефонный разговор с заместителем генсека НАТО Мирчей Джоанэ, который ранее заявлял, что у любой страны есть фундаментальное право решать, по какому пути следовать и в каких союзах участвовать. Было отмечено, что нейтральный статус нашего государства не означает изоляцию и игнорирование национальных интересов, и подтверждена необходимость вывода российских войск. По словам Джоанэ, альянс включит позиции постсоветских стран, в том числе Молдовы, в общую повестку переговоров с Москвой.
Проявить единство с властями стараются представители гражданского общества, эксперты и деятели искусства. На минувшей неделе они направили коллективное обращение президенту США Джо Байдену, генеральному секретарю НАТО Йенсу Столтенбергу и председателю Европейского совета Шарлю Мишелю, призвав не вталкивать Молдову в сферу влияния России, содействовать выводу её войск с нашей территории, воспрепятствовать попыткам России остановить расширение НАТО на восток.
Тут уместно вспомнить, что в 1995 году в Румынии была принята знаменитая Снаговская декларация, подписанная всеми 14 крупными политическими партиями, которые выступили с единой позицией в поддержку членства в Европейском Союзе. В итоге нашим соседям удалось добиться поставленных национальных целей – членства в НАТО и ЕС, а также создания демократического общества с динамично растущей рыночной экономикой.
В условиях обретающего свои формы общественно-политического консенсуса, скорее всего, следовало бы задуматься над принятием аналогичного документа на уровне президентуры, парламента, правительства и иных политических партий и организаций с выражением чёткой внешнеполитической и геополитической ориентации Молдовы. Одновременно стоит приступить к проработке эффективного сценария обеспечения безопасности республики, в том числе учитывающего оказание прямой военной помощи соседней Румынией.
Очевидно, что для оперативной развёртки румынского военного контингента должна быть соответствующая договорная база о дополнительном снабжении или общем оборонном пространстве и совместном реагировании на внешние угрозы. В этом плане уже давно отработана практика совместного патрулирования государственной границы с Румынией, а в начале года заключена договорённость о работе дорожной полиции двух стран на автомагистралях в Молдове. Поэтому ничто не мешает расширить профиль такого рода сотрудничества и приступить к совместному с румынскими коллегами мониторингу молдо-украинской границы, а также на соприкосновении с зоной безопасности приднестровского конфликта.