Свежий эпизод крестового похода правящей партии против коррупции вновь вызывал у общественности максимум вопросов и минимум доверия
Владимир РОТАРЬ, RTA:
Вчерашние обыски и задержания бывших парламентариев стали пока крупнейшей при правлении PAS операцией госорганов в рамках борьбы с коррупцией. Тринадцать экс-депутатов «шерстили» по поводу незаконного обогащения и подкупа, поскольку, как считает следствие, их расходы намного превысили заявленные доходы. В результате пятеро из них задержали.
Обещание бескомпромиссной войны с коррупционерами всех мастей было одним из тех столпов, на котором зиждились победы PAS в двух последних национальных избирательных кампаниях. Однако, после обретения всей полноты власти дела в этом направлении, как и почти во всех других, шли ни шатко ни валко. Поэтому такая внезапная «прыть» откровенно удивила, и многих далеко не в хорошем смысле.
Версий произошедшего сейчас множество. В самую простую и самую же приятную для власти – «борьба с коррупцией набирает обороты» – мало кто верит. Наоборот, мотивы этого шага сразу стали искать в совершенно иной плоскости и, в первую очередь, политической.
Давайте разбираться. Сразу же, конечно, обращает на себя факт того, что операция пришлась уж очень к месту. Достаточно сказать, что вчера же стало известно о подорожании ключевого продукта – хлеба, и это вкупе с очередными объявлениями о росте тарифов на газ, электроэнергию, отопление и горячую воду, да еще и задним числом. Понятно, что медийный фон для властей выходил крайне негативный. И тут, как нельзя кстати, проводится массированная атака на бывших депутатов, разбавляя ленты новостей десятками материалов с разнообразными подробностями: кого задержали, когда и почему.
К тому же, теперь это можно представить как первый серьезный успех на ниве борьбы с коррупцией, особенно если удастся конфисковать имущество задержанных и доказать их вину. Это особенно важно с учетом того, что до главных «государственных воров» – Влада Плахотнюка и Илана Шора – дотянуться пока руки коротковаты. И шансы это сделать когда-нибудь в будущем, не то чтобы велики. Экс-хозяина Молдовы, как оказалось, вообще никто не ищет, и властей это нервирует. Майя Санду то рассказывает, что ловить Плахотнюка – это «не ее дело», то вообще предъявляет обвинения Интерполу, который не разыскивает олигарха. Не лучше обстоит ситуация с Иланом Шором. Можно сколько угодно снимать с него депутатскую неприкосновенность, но вытащить его из Израиля это поможет примерно никак. На таком фоне преследование «мелких сошек», конечно, население не так впечатлит, но это все же лучше, чем ничего.
Если копнуть чуть глубже, то на поверхность сразу вылезает множество интересных деталей. К примеру, все задержанные по удачному стечению обстоятельств оказались членами партии «ШОР». Еще в прошлом году я и мои коллеги, отмечали, что месть PAS за репутационные потери на муниципальных выборах в Бельцах, обязательно последует и достаточно скоро. Видимо, пока сил на то, чтобы вообще прикрыть формирование, не хватает. Но и прополоскать в свежей коррупционной истории партийный бренд Илана Шора, набирающий популярность на фоне падения рейтингов PAS и БКИС, будет полезно.
Очень любопытно, что все вчерашние «герои» сводок новостей – бывшие коммунисты, причем те самые, которые покинули фракцию и позволили, в конечном счете, Владу Плахотнюку установить режим единоличного правления. Видимо этот факт породил в молдавском телеграм-сообществе конспирологическую версию о том, что вчерашний рейд является ничем иным, как «договорняком» властей с Владимиром Ворониным. Якобы это было одно из его условий для будущего «взаимовыгодного сотрудничества».
Сложно сказать, насколько это может быть правдой, но версия выглядит, по крайней мере, красиво. Тем более что о нужде PAS в голосах для поправок в основной закон после выборов не говорил только ленивый. Едва ли президент и его партия откажутся от соблазна адаптировать Конституцию под себя и «хорошие времена». Вполне естественное желание – социалисты с Додоном тоже пытались такое провернуть в свое время, но не преуспели.
У Майи Санду и PAS в этом плане куда больше возможностей – и в плане контроля над госинститутами, и в плане международной поддержки, благодаря которой ключевые столицы могут сквозь пальцы смотреть на небольшие демократические «перегибы» при реформировании республики.
Но конституционного большинства у PAS нет, а где искать недостающие голоса – вопрос не праздный. Вариантов-то изначально было немного, а сейчас и того меньше. С партией «ШОР» уже основательно побиты все горшки, да и «марать» себя подобной коллаборацией властям не с руки. Социалисты на такое вряд ли пойдут, по крайней мере, пока. Есть сигналы о том, что единство в их рядах не так, чтобы крепкое, но вера в реванш и желание выжить в молдавской политике, скорее всего, предостережет от опрометчивых шагов. Остаются только коммунисты, которые из всей парламентской оппозиции выглядят наиболее безопасно для кулуарных переговоров и небольшой временной кооперации.
Так это или нет, вскоре станет понятно, когда парламент начнет рассматривать поправки к Конституции. Однако напоследок хочется поговорить вот о чем. Если на самом деле взять за основу политическую мотивировку происходивших вчера событий – какими бы ни были эти мотивы – то сразу возникает несколько важных вопросов. Первый из них – насколько хорошо была подготовлена операция и собрана ли доказательная база против задержанных депутатов? Мы уже видели пример Александра Стояногло, арест которого носил превентивный характер с состряпанными буквально на коленке обвинениями. Таким образом хотели не допустить порции новых обвинений, которые генпрокурор планировал озвучить на своей пресс-конференции. В итоге получили большую головную боль в виде проваленного расследования и даже критики со стороны запада.
Если вчерашние аресты снова стали своего рода «затычкой» или «отвлекающим маневром», то это грозит еще сильнее дискредитировать весь крестовый поход против коррупции, объявленный президентом и ее партией. Тем более в условиях, когда в стране продолжают спокойно работать на важнейших должностях «консервы» Плахотнюка при полном попустительстве, а иногда и с благословения руководства страны.