Сергей ЧЕБАН
Власти стараются не привлекать к Молдове лишнего внимания, чтобы не втянуть страну в воронку украинского кризиса
Некоторые признаки деэскалации на востоке Украины сменились неожиданно резким обострением в конце прошлой недели. В считанные часы на линии соприкосновения между самопровозглашёнными образованиями и украинскими вооружёнными силами возросло число боевых инцидентов, а в отдельных районах донецкой и луганской областей началась массовая эвакуация населения на территорию России.
Вчера после очередного телефонного разговора президент Франции Эммануэль Макрон и Владимир Путин договорились усилить дипломатическую работу, конечной целью которой должно стать определение новой архитектуры мира и безопасности в Европе. После этого Макрон позвонил Владимиру Зеленскому: оба лидера отметили необходимость созыва трехсторонней контактной группы и безотлагательного введения режима тишины в Донбассе.
Пока все результаты этой «международной телефонии» смотрятся, мягко говоря, не обнадёживающе. Россия, судя по всему, пока не получит хотя бы чего-то стоящего, не отведёт свои силы от границ с Украиной, продолжая создавать напряжение и вынуждая страны Запада пойти на переговоры и соответствующие уступки. Стоит отметить, что обострение в Донбассе произошло буквально сразу после того, как украинское руководство назвало «минские договорённости» бездарными и не подлежащими выполнению, хотя несколькими днями ранее немецкий канцлер передавал готовность Киева представить проекты документов по реализации «Минска».
Если проанализировать заявления высокопоставленных лиц в ведущих столицах, то Вашингтон, Берлин, Париж и Москва, похоже, уже пришли к принципиальному пониманию, что вопрос вступления Украины в НАТО следует отложить минимум на 10 лет. И после этого спокойно открыть переговоры о стратегической стабильности и безопасности на европейском континенте.
По всей видимости, риск вооружённого конфликта и потенциального вторжения на территорию Украины провоцирует не только острое предвоенное состояние, но и создаёт «комфортные» условия, чтобы всё-таки сесть и договориться, поскольку в условиях мира для этого так и не нашли нужных стимулов. Важно понимать, что Запад не может просто взять и принять требования Москвы, закрыть двери НАТО и согласиться с обязательствами по нерасширению блока. Кроме того, критическое состояние с точки зрения безопасности даёт западным столицам дополнительные аргументы для давления на Киев, чтобы принудить его к выполнению минских соглашений, которые в свою очередь открывают путь к децентрализации Украины и (пере)оформлению её внеблокового статуса.
Наличие такого скрытого международного консенсуса ставит Киев в крайне сложное положение. Одно дело быть с кем-то против Кремля, другое, когда ты один против всех. Осознавая, что Украину пытаются загнать в безвыходную ситуацию, да ещё и «использовать» в переговорах с Москвой, Владимир Зеленский начал открыто предъявлять свои претензии Западу по поводу гипертрофированной угрозы нападения со стороны России. По его словам, против Киева идёт гибридная информационная война, а если у кого-то есть желание помочь Украине, то следовало бы усилить армию, экономику и инвестировать в укрепление украинской государственности.
Чтобы «выбраться из партера», Зеленский даже несмотря на недовольство Вашингтона, съездил на Мюнхенскую конференцию по безопасности, где обрушился с претензиями и требованиями, главным образом, в адрес западных партнёров. По словам украинского президента, Украина заслуживает честного ответа о перспективах своего вступления в ЕС и НАТО. Кроме того, для Киева очень важно, чтобы никаких переговоров не велось за его спиной. Запад он призвал создать фонд восстановления и разработать программу ленд-лиза. По его мнению, санкции против Москвы нужно применить уже сейчас, поскольку они не будут нужны, когда Украина «потеряет территории и экономику».
Нагнетание информационной истерии действительно продолжает пагубно сказываться на экономическом положении соседней Украины. В течение последних дней ряд государств присоединились к процессу сворачивания или переноса своих дипломатических представительств, призывая своих граждан покинуть территорию Украины. Наши власти держались до последнего, но буквально вчера МИДЕИ также обратилось к нашим сограждан в связи с развитием ситуации вокруг Украины. Было рекомендовано воздержаться от поездок в соседнюю страну, а находящимся там предложено оценить необходимость дальнейшего пребывания на украинской территории.
Несколькими днями ранее Нику Попеску отметил, что потенциальное нападение на Украину из приднестровского региона выглядит маловероятным. По словам министра, на неподконтрольной Кишинёву территории пока не наблюдаются военных приготовлений. При этом, осознавая сохраняющиеся риски, он выразил надежду на то, что напряжённость между Украиной и Россией не перейдёт в горячую фазу противостояния, а наша страна сможет сохранить свой статус нейтрального государства. По традиции было сказано и про вывод российских войск, что является одним из приоритетов молдавской дипломатии.
В отличие от главы МИДЕИ Майя Санду постаралась быть максимально незаметной на полях Мюнхенской конференции по безопасности. Президент выступила на секции, посвященной миграции и международной безопасности, рассказав о последствиях этого явления для нашей страны и региона в целом. По её словам, коррупция и плохое управление вытеснили людей из Молдовы, ослабляя страну и создавая проблемы безопасности.
Многие эксперты упрекнули президента в том, что она продолжает балансировать, игнорируя международную ситуацию, а также попытки Москвы дестабилизировать всё региональное пространство. В то время как весь демократический мир мобилизуется и старается придерживаться единой позиции, наше высшее руководство предпочитает избегать резких выражений в адрес Кремля, а также высказываться по поводу того, как отразиться всё происходящее не Молдове. Хотя даже некоторые наши представители в пику генеральной линии
не удерживаются от призывов присоединиться к «Свободному миру» против России.
В каком-то смысле такое желание не привлекать лишнего внимания, чтобы не втянуть нашу страну в украинскую воронку, оправдано. С другой стороны, отказ от проявления солидарности с коллективным Западом впоследствии нам наверняка обязательно припомнят.