Власти не реагируют должным образом на тревожные сигналы о том, что Молдова тоже может стать мишенью в российско-украинском конфликте
Семен АЛБУ, RTA:
Война в Украине продолжается и с все более заметным ужесточением. Любые иллюзии, если они у кого еще оставались, о том, что конфликт будет быстрым и бескровным, рассеялись – в том числе, как видим, в штабах РФ. Российская тактика изменилась, и теперь сводится к закреплению на захваченных территориях, а не оставлением их в тылу, планомерным окружением крупных городских агломераций и более активном применении авиации и ракетных ударов. В результате украинские вооруженные силы терпят поражение практически на всех направлениях и несут тяжелые потери.
Конфликт в соседней стране продолжает прямым образом влиять и на нашу республику. Поток беженцев не иссякает, а тем временем мировые цены на энергоресурсы растут как на дрожжах. Особенно рванула в небеса стоимость газа. В очередной раз можно посмеяться над горе-прогнозистом Андреем Спыну, который предвосхищал весенние падения цен на голубое топливо. Кстати, теперь мы знаем, что правительство еще осенью было осведомлено о возможном конфликте, но в итоге надоминировало контракт именно в такой форме. Ну, где PAS, и где стратегическое мышление, право.
В любом случае Молдове понадобится зарубежная помощь по линии западных институтов и Европейского союза, чтобы справиться как с миграционным, так и энергетическим кризисом. Каковы будут ее масштабы, и будет ли она вообще – хороший вопрос, ведь безумная санкционная война между Россией и ЕС несет шоковые риски для обеих экономик. Особенно, если дело дойдет до полного отказа от российских энергоресурсов, что пока видится маловероятным вариантом – поскольку будет самоубийственно для всех. Впрочем, и отключение РФ от SWIFT еще недавно казалось крайностью.
С другой стороны экономические потери могут показаться мелочью по сравнению с рисками оказаться затронутыми украинским кризисом самым непосредственным образом. Намедни президент Беларуси Александр Лукашенко проводил заседание Совета Безопасности, в ходе которого в кадр попала очень интересная карта Украины. На ней были нанесены направления наступления российских войск, большинство из которых более или менее совпадают с реальными состоянием дел. Кроме подозрительных стрелочек на юго-западе – к Одессе и приднестровскому региону, обозначенным даже отдельным цветом в отличие от остальной Молдовы.
На это уже обратили внимание многие эксперты. Мнения их разделились – одни считают, что это намеренная дезинформация, чтобы продолжать сковывать украинские силы на одесском направлении, которые с первых часов российского вторжения ожидают высадку российского десанта. Другие же уверены, что эти удары будут нанесены, но позднее, когда россияне смогут высвободить силы с других направлений и погодные условия для проведения десантной операции станут более благоприятными.
Как бы там ни было, риски для Молдовы образуются колоссальные. О реальных намерениях России остается только гадать, тем более что выяснить их по дипломатическим и иным каналам мы даже не пытаемся, о чем позднее. Поэтому совершенно непонятно, действительно ли русские собираются заходить в левобережье и если да, то планируют ли они ограничиться только им, или под российским «зонтиком» окажется вся Молдова.
А ведь ранее мы многократно писали, насколько опасна евроатлантическая политика властей и начавшиеся прямые поставки американского оружия, постоянные учения с НАТО, развертываемая в нашей стране военная инфраструктура блока, подписание всяких планов сотрудничества с Альянсом в конце концов. Указывали, что Молдова начала фигурировать в докладах российского Минобороны в качестве плацдарма для развертывания натовских сил, и что это чревато очень тяжелыми последствиями. Но, несмотря на кипу тревожнейших сигналов, наши недальновидные власти уж слишком обольщались фактором отсутствия общей границы, считая его гарантией от всего плохого. Когда в ближайшее время его, скорее всего, не будет – что будет ли для нас гарантией теперь?
Сейчас уже совершенно не до шуток. Ситуация поставлена ребром, и нынешние шаги властей могут в принципе предопределить будущее Молдовы на следующие десятилетия. Что же мы видим? С одной стороны посылаются позитивные сигналы. В PAS вспомнили про нейтралитет, призвали к миру, осудили российское нападение на Украину, но без истерики. Наконец, был озвучен твердый отказ присоединиться к западным санкциям против России.
Однако наряду с этим мы видим и очень опасные действия. Совершенно ненужная в нынешних условиях грубая зачистка молдавского медиаполя от российских ресурсов по решению спецслужб без каких-либо законных процедур – очень недружественный шаг, время жесткой оценки которого со стороны Москвы обязательно придет. Официальные контакты Майя Санду и высшие должностные лица осуществляют исключительно с западными представителями. Нет, по всей видимости, даже попытки пообщаться с российскими топами, что в сложившихся условиях попросту необъяснимо и глупо.
На этом фоне мы пытаемся «ловить рыбу в мутной воде», объявляя ускоренную интеграцию, в чем нас горячо поддерживает Бухарест и его эмиссары в институтах Евросоюза. Более того, все громче раздаются голоса в пользу старта унири двух стран как гарантии безопасности для Молдовы, которая в этом случае накрывается румынским, а, значит, и натовским щитом. Но такие планы могут только дополнительно спровоцировать Россию.
Коллеги уже давно развивали эту мысль, и я ее поддержку: настало время определяться. Фактически у нас осталось не так много вариантов, которые могут уберечь Молдову от большой беды. Первый – следовать букве нейтралитета и попытаться стать буфером между западом и востоком. Здесь можно подумать о международных гарантиях нейтрального статуса страны, полной демилитаризации с выводом всех иностранных вооруженных формирований и советников, зафиксированном невступлении в военные блоки, разумном урегулировании приднестровского конфликта. Возможно, потребуется и отказ от евроинтеграции, хотя здесь еще можно подискутировать. С учетом нынешней эскалации этот путь мне видится оптимальным, но не слишком реалистичным.
Второй сценарий, к которому, скорее всего, мы и будем двигаться – это ускоренная евроатлантическая интеграция и окончательное закрепление в западной сфере влияния. В этом случае можно считать практически неизбежной на каком-то этапе утрату государственности и унири в той или иной форме под предлогом защиты от российской угрозы. Можно ожидать появление военного контингента из Румынии, что мы
прогнозировали совсем недавно. Тогда многим это казалось фантастикой, а сейчас может быть суровой реальностью.
Второй вариант тоже жизнеспособен, но никак не убирает риски стать еще одной «потеплевшей», если не горячей, точкой в холодной войне между Россией и Западом. Кроме того, в этом случае наверняка придется распрощаться с перспективой реинтеграции страны – хотя нынешние власти, судя по всему, конкретно от этого не слишком расстроятся.