7 марта Владимир Зеленский подписал указ об отзыве украинских миротворцев, участвующих в миссиях за рубежом. Несмотря на минимальное воздействие данного решения на обороноспособность Украины, оно будет иметь далеко идущие последствия для Молдовы
Три дня назад Владимир Зеленский своим указом отозвал из различных регионов мира 324 украинских миротворца в целях «защиты суверенитета и территориальной целостности Украины». Абсолютное большинство из них участвовало в миссиях Организации Объединённых Наций в африканских странах, а также в операции ООН и НАТО в Косово.
Помимо прочего указ Зеленского предполагает вывод из Молдовы украинского контингента из десяти военных наблюдателей, работавших в Зоне безопасности (на линии соприкосновения Молдовы и Приднестровья) без перерывов с 1998 года.
Их появление в приднестровском регионе основано на совместном обращении 1995 года руководителей сторон конфликта Мирчи Снегура и Игоря Смирнова к тогдашнему президенту Украины Леониду Кучме. Киеву также было предложено стать гарантом соглашения о поддержании мира и гарантиях безопасности между Республикой Молдова и Приднестровьем. В результате Кучма назначил своего представителя для работы в Объединённой контрольной комиссии – органе управления миротворческой операцией, а Украина активно включилась в урегулирование конфликта, обеспечила коридоры для снабжения российских миротворцев, а также вывоза российского военного имущества и вывода войск.
В 1998 году в Одессе было достигнуто соглашение о мерах доверия и развитии контактов между Молдовой и Приднестровьем, предусматривающее сокращение миротворческих контингентов и снижение численности миротворческих и пограничных постов в Зоне безопасности. Президент Украины и премьер-министр России в совместном заявлении потребовали ускорить темп урегулирования через «выработку конкретных мер по восстановлению единого экономического, социального и правового пространства, разграничению и делегированию полномочий, как составной части будущего статуса, укреплению взаимного доверия и созданию системы гарантий». Осенью 1998 года военные наблюдатели от Украины начали свою работу в Зоне безопасности в соответствии с решением ОКК.
Однако российско-украинская координация длилась недолго и носила скорее периодический характер. К ней возвращались, например, президенты Дмитрий Медведев и Виктор Янукович, заявившие в 2010 году о «необходимости решения приднестровской проблемы исключительно мирными политическими средствами путём равноправного диалога с целью определения особого надёжно гарантированного статуса Приднестровья на основе соблюдения суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова». В совместном заявлении подчёркивалась важная стабилизирующая роль миротворческой операции в регионе и необходимость «конструктивного взаимодействия» всех входящих в неё компонентов.
Между тем с 2014 года Украина стала заметно тяготиться собственным участием в миротворческом процессе. Это было напрямую связано с двойственностью ситуации, требующей несения службы совместно с военными Российской Федерации, обвиняемой Украиной в оккупации Крыма и Донбасса. Блокирование Украиной военного транзита с 2015 года, требования о безоговорочном выводе российских войск из Приднестровья, ликвидации складов вооружения в Колбасне, запрет на пересечение границы Украины гражданами России не вполне соотносились с каждодневной деятельностью украинских военных наблюдателей по контролю ситуации в Зоне безопасности.
Ситуация стала еще сложнее после 24 февраля этого года, когда Россия объявила о начале проведения т.н. «специальной военной операции». С этого же момента военные наблюдатели Украины прекратили выполнение своих задач. В этом смысле указ Владимира Зеленского подоспел вовремя, поскольку отпадает необходимость в разъяснениях по поводу прекращения участия Украины в миротворческой миссии на Днестре. Теперь это кристально ясно – таково поручение верховного главкома Украины.
К тому же с самого старта боевых действий украинский генштаб и средства массовой информации пытаются втянуть в конфликт Приднестровье. Граница с мятежным регионом перекрыта, во всех пунктах пропуска представители пограничных органов заменены военнослужащими национальной гвардии. На железнодорожном переходе в районе Кучургана со второй попытки был взорван мост. Циркулируют слухи о планах Киева и вовсе перекрыть все дороги и взорвать мосты, соединяющие Одесскую область с приднестровским регионом.
За последние недели в адрес левобережья следовали обвинения об использовании военной авиации в воздушном пространстве Украины, о ракетно-бомбовых ударах по территории соседней с севером Приднестровья Винницы, о мобилизации восьмисот человек для войны в Украине. Все эти фейки опровергались министерством обороны, а также местными властями.
Понятно, что втянуть Приднестровье в конфликт и даже всерьёз рассуждать об исходящих от него угрозах, пока там каждый день безопасно работают твои собственные военнослужащие, довольно проблематично. Любые признаки военных приготовлений, по идее, сразу должны были бы выявляться командой украинских военных наблюдателей, что привело бы к опровержению тиражируемых украинским генштабом «опасений». Возможно поэтому участие Украины в миротворческой миссии, как минимум, поставлено на паузу, и что будет дальше – непонятно.
Сейчас встаёт вопрос и о том, как именно продолжать миротворческую операцию на Днестре без участия представителей Киева. Вероятно, эта проблема обсуждается на уровне ОКК. Впрочем, вовлечение Украины не является жизненно необходимым, формат её участия всегда был усечённым как в плане полномочий её представителей, так и количества военных наблюдателей при отсутствии полноценного миротворческого контингента.
С другой стороны отказ Киева от участия в урегулировании приднестровской проблемы в сфере безопасности может затронуть в последующем и политическую составляющую, к примеру, деятельность Украины в формате «5+2». Не исключено, что вопрос об участии Киева в разрешении конфликта будет поставлен ребром уже в самое ближайшее время, что может ослабить возможности и переговорные позиции Молдовы. Ведь именно очень лояльное отношение Киева позволило Кишинёву в последние годы достаточно эффективно давить на Тирасполь и потихоньку возвращать контроль как над границей с Украиной на приднестровском участке, так и над экономической деятельностью региона.