Социально-экономическое положение Молдовы: инфляция, рост тарифов и экономическая стагнация

Главная / Обзоры / Социально-экономическое положение Молдовы: инфляция, рост тарифов и экономическая стагнация
Владимир РОТАРЬ

Экономику страны ждут непростые времена. Правящей партии придется приложить немалые усилия, чтобы Молдова преодолела региональный шторм с минимальными потерями

2022-й уверенно перехватил эстафету у непростой второй половины прошлого года, которая ознаменовалась целым рядом кризисов, особенно в энергетической сфере. Теперь к ним добавилась пачка новых проблем из-за конфликта в Украине. Последний, по оценкам экспертов, способен вызвать экономическую рецессию в глобальном масштабе и снизить мировой ВВП на триллион долларов. Разумеется, на Молдове, как непосредственном соседе страны, где разворачиваются разрушительные боевые действия, все это скажется не лучшим образом.

«Околонулевой» экономический рост

Вполне ожидаемо, что этот год едва ли принесет нам много позитива в экономическом плане. К примеру, эксперты Международного валютного фонда очень скептически относятся к потенциальным показателям республики и предрекают ей экономический застой. Мрачные прогнозы делает и профильный министр Сергей Гайбу, который назвал 2022 год «совершенно неблагоприятным для молдавской экономики».

«Это год с наибольшей неопределенностью в отношении прогнозов. Мы делаем оценку с МВФ и пытаемся определить, каким будет год 2022. Скорее всего, у нас будет стагнация с экономической точки зрения. Рост будет близок к нулю. Мы можем сказать это по текущей ситуации, надеясь, что существенного ухудшения не будет. По нашим оценкам, в этом году экономический рост составит 0,3%», – сказал Гайбу в эфире одного из телеканалов.

Уже известно, что в скором времени парламент должен внести корректировки в закон о государственном бюджете, поскольку доходы и расходы, запланированные в прошлом году, «не совпадают с новой экономической реальностью».

Вообще, власти, видимо, не слишком надеются на собственные ресурсы и традиционно питают основные надежды на широкую международную помощь. По словам Натальи Гаврилица, с МВФ уже успели обсудить возможность пересмотра действующей программы сотрудничества, чтобы увеличить финансирование на ближайшие два года. Правда, из слов премьера не стало понятно, поддержал ли Фонд эту идею.

Кроме того, соответствующие переговоры ведутся с Всемирным банком и Европейским союзом. «Дополнительные ресурсы необходимы, чтобы с их помощью поддержать покупательную способность населения, в том числе посредством индексации пенсий, повышения компенсаций и зарплат в бюджетной сфере», – считает премьер. Кстати, индексацию пенсий уже успели утвердить – выплаты увеличатся уже с 1 апреля.

Очень хочется верить, что продумываются и другие меры – в том числе по поддержке экономических агентов, экспортирующих товары в Россию, Украину и Беларусь.

Чемпион по инфляции

Одной из главных экономических проблем в стране остается крайне высокая инфляция. По официальной информации, в феврале данный показатель достиг 18,5%, сделав Молдову «чемпионом» среди всех европейских стран. Да, даже с учетом Украины. Продовольственные товары подросли в цене на более чем 23%, непродовольственные – на почти 15%, услуги – на 17%.

Правительство пытается оправдаться тем, что речь идет о глобальном явлении, попутно перебрасывая эту «горячую картошку» на Нацбанк. «Национальный банк несет ответственность за уровень инфляции. НБМ должен принимать решения и управлять инфляцией. В то же время мы рассматриваем ее как глобальное явление. Инфляция в Республике Молдова вызвана небольшой экономикой, сильно зависящей от импорта энергоносителей, цены на которые выросли во всем мире», – объясняет Гаврилица.

По оценкам, около сорока процентов товаров на полках молдавских магазинов – родом из Украины. С учетом того, что Киев запретил экспорт продовольственной продукции, выпадающие позиции придется замещать импортом из других стран – и вполне очевидно, что более дорогим. Плюс нужно время на переориентирование поставок. Практически все эксперты уверены, что хотя дефицита товаров избежать удастся, цены на них значительно вырастут.

В этом плане особенно беспокоит увеличение стоимости топлива и удобрений, которое может негативно повлиять на сельскохозяйственную отрасль. Опять же, нужны срочные меры поддержки, чтобы избежать массового разорения фермерских хозяйств.

Что с энергетикой?

Энергетический кризис еще до войны был «горячей» темой. Подписанный правительственной командой договор с «Газпромом» оказался настолько «удачным», что обеспечил долговременную головную боль и практически постоянное напряжение вокруг поставок российского газа в Молдову, которое особенно усиливается в дни перед оплатой с нашей стороны.

Сейчас массив проблем, угрожающих снабжению газом страны, стал еще больше. Во-первых, стоимость. Цены на нефть и газ, которые включены в формулы расчета, остаются стабильно высокими, а то же голубое топливо всего десять дней назад било исторические рекорды. Так что, как бы ни был оптимистичен Андрей Спыну, рассчитывать на дешевизну газа в обозримом будущем не приходится. О скидках с Москвой тоже вроде бы никто не договаривается.

Второй момент – выполнение условий октябрьского соглашения. Наталья Гаврилица призналась, что прописанный в нем аудит долга правобережной Молдовы к 1 маю провести не удастся. Причина – не получается завершить процедуры по покупке соответствующей услуги, поскольку из-за войны в Украине международные компании не хотят соглашаться. Посмотрим, пойдет ли российский монополист в этот раз навстречу Кишиневу – ведь последнее время он проявлял подчеркнутую принципиальность в газовых отношениях с нашей страной.

Сохраняется, конечно, и угроза бесперебойному транзиту через воюющую Украину. В первые дни войны часто приходилось видеть «инсайды» о намерениях той или иной стороны совершить диверсию на газопроводе. Пока этого, к счастью, не произошло, но с затягиванием военной фазы конфликта ничего исключать нельзя.

Впрочем, не газом единым – с электроэнергией тоже ситуация непростая. Сегодня официально были повышены тарифы на ее оплату. Для потребителей на севере страны – до 2,51 лея за кВт/ч, в центре и на юге – до 2,17 лея за один кВт/ч. И это при том, что остается подвешенной ситуация с контрактом с Кучурганской ГРЭС, так как последняя передумала и потребовала продлить его только на месяц, а не на год. Можно предположить, что от Молдовы захотят больше денег за поставки электроэнергии под предлогом растущих цен на газ. Так что утвержденные сегодня тарифы вполне могут подрасти еще раз уже совсем скоро.

Проблему в правительстве собираются решать, как и раньше, компенсациями. К примеру, 60 млн. леев будет выделено небытовым потребителям с повышенным использованием газа в процессе производства. При этом компенсировать счета на газ для всех граждан больше не собираются – выплаты пойдут только малоимущим категориям населения.

Беженцы прибывают

Невероятно, но факт: население республики, обычно страдающей от депопуляции, за последний месяц увеличилось на 4% из-за понятно чего. Всего, на нашей территории оказалось более ста тысяч украинских граждан, около пяти тысяч из них оформили заявления о предоставлении убежища. Большинство украинцев остановились в домах у родственников и волонтеров, часть размещена в специальных пунктах.

Наши люди радушно приняли украинских беженцев, хотя, разумеется, не обошлось без некоторых эксцессов, связанных с поведением вынужденных гостей. Однако миграционный поток оказался слишком большим для нашей небольшой страны, что вызывает множество проблем. Уже сейчас приходится адаптировать школы, больницы и другие учреждения под работу с увеличившимся количеством людей.

Велики и затраты на содержание беженцев, которые составляют больше миллиона евро в день. Две трети из этой суммы оплачивают международные доноры, однако остальное покрывается за счет бюджета, что представляется довольно существенной нагрузкой. При этом перспективы миграционного кризиса для Молдовы пока довольно туманны с учетом неясных сроков окончания боевых действий в Украине и потенциальной второй, еще более мощной волны беженцев, если война доберется до сопредельных с нашей страной областей.

«Позабытый» COVID

На фоне катастрофических событий в регионе совсем оказался в тени COVID-19. При этом нельзя сказать, что пандемия прекратилась: только вчера зарегистрировали чуть менее полутысячи новых случаев заболевания, а всего сейчас болеют коронавирусом 4659 человек, из которых примерно десять процентов лечатся в медучреждениях республики.

В стране недавно продлили на месяц чрезвычайное положение в области здравоохранения. Одновременно, согласно общеевропейскому тренду, большая часть ограничений была отменена с 16 марта. Теперь медицинские маски обязательны только в общественном транспорте, больницах, магазинах, торговых центрах и аптеках. Также отменено требование предъявлять COVID-сертификат на входе в любые помещения, а массовые частные мероприятия вроде свадеб можно проводить с любым числом гостей.

Едва ли сейчас можно говорить о полной победе над ковидом, тем более, что появляется информация о новых опасных штаммах, способных сместить «омикрон» в ближайшем будущем. В то же время, сомнительно, что они получат столько же внимания со стороны СМИ и общества, поскольку коронавирус уже всем откровенно надоел, а на повестке дня сейчас совершенно другие проблемы.

Потерянный год для экономики?

Увы, но, скорее всего, да. Уже точно не получится продемонстрировать такой рост, который случился в прошлом году на волне восстановления национальной экономики после коронавирусных локдаунов. Главное сейчас – мобилизовать все доступные ресурсы, а также привлечь максимальный объем международной помощи, чтобы помочь населению и бизнесу преодолеть шторм украинского конфликта с минимальными потерями.