Проевропейское руководство Молдовы давно тяготится стопроцентной энергетической зависимостью от России и с воодушевлением восприняло предложение Евросоюза о присоединении к платформе совместных закупок газа. Но у этой затеи хватает рисков и темных пятен
Владимир РОТАРЬ, RTA:
Газовый вопрос и до февраля этого года был одним из самых горячих и животрепещущих, а после начала войны в Украине его острота только повысилась. Именно энергоснабжение Европы стало главной темой дня после непосредственно боевых действий.
Пока, несмотря на тотально испортившиеся отношения между Евросоюзом и Россией и шквал взаимных санкций, поставки российского голубого топлива в западном направлении идут в прежнем режиме, даже через территорию воюющей Украины. В Брюсселе признают, что отказ от газового импорта из РФ мог бы нанести последней большой урон, но последствия для самого Союза могли бы стать разрушительными. Россия имеет долю в примерно сорок процентов на европейском газовом рынке, причем последние годы она только увеличивалась. Масштаб экономических потерь ЕС от утраты этого объема сложно себе вообразить, как и мощь последующей протестной волны.
Москва прекрасно знает об этой уязвимой точке и пытается на нее давить, предлагая оплачивать свой газ в российских рублях. Такой шаг должен позволить Кремлю несколько снизить отрицательный эффект санкций и улучшить самочувствие российской экономики. Уже видно, как этот маневр укрепил российский рубль. Западные политики в унисон говорят о шантаже и нарушении условий контрактов – что действительно имеет место быть. С другой стороны ЕС и сам попрал все мыслимые правила, когда обложил РФ санкциями и де-факто реквизировал золотовалютные резервы российского Центробанка на 300 млрд. долларов.
Как бы там ни было, снижение зависимости от российского газа сейчас, судя по тому, какое внимание уделяется этому вопросу, является чуть ли не задачей номер один для европейских чиновников. Но как это сделать быстро – никто не знает. Власти многих европейских государств, к примеру, банально призвали сограждан экономить газ – но такие предложения со стороны политиков вызывают у населения заметное раздражение.
Впрочем, есть и более рабочие меры. Так, страны ЕС на саммите в Брюсселе договорились о создании платформы совместных закупок газа по аналогии с теми, которые действовали для приобретения вакцин. Работать это должно так: специальная группа Еврокомиссии будет собирать информацию о потребностях в голубом топливе государств-членов Евросоюза и на этом основании договариваться с поставщиками. Задумка в том, что ЕС как крупный покупатель сможет по итогу добиваться более низкой цены, а сам механизм позволит избежать конкуренции между членами ЕС за одни и те же объемы газа, что ранее так же приводило к удорожанию.
Это интересная инициатива, но проблема выпадающих объемов никуда не девается. Брюссель рассчитывает на других импортеров на европейский рынок – Норвегии, Катара и Алжира. Но из этих стран давно идут сигналы, что о резком росте добычи и поставок говорить нельзя – а один из катарских министров недавно заявил, что заместить российский газ в Европе в обозримой перспективе попросту невозможно.
Правда на том же саммите было заключено новое энергетическое соглашение с США. Мы уже давно обращали внимание, что одной из целью провоцируемого США разрыва связей между ЕС и Россией является освобождение европейского рынка под американский сжиженный газ. Его импорт в ЕС год от года растет и в 2022-м также будет увеличен – о чем, собственно, и договорились.
Но, опять же, это кардинально не изменит ситуацию. Российские объемы слишком велики, чтобы их компенсировать только голубым топливом из США. Тем более, во-первых, рост американской добычи не бесконечен, а, во-вторых, строительство терминалов по приему сжиженного газа займет много лет. Кроме того, вполне очевидно, что американский газ даже в силу логистики будет стоить на порядок дороже российского, что признают и еврочиновники, видимо, готовые смириться с большей оплатой в обмен на избегание политических рисков. И тут одни совместные закупки вряд ли сильно помогут.
Любопытно, кстати, что воспользоваться этим механизмом предложили не только членам Союза, но и кандидатам на вступление и даже «Ассоциированному трио». Это вызывало особое воодушевление в нашей республике, ведь ее проевропейские власти давно тяготятся боле чем тесной энергетической связкой с Россией.
Моментально и многие политики, и лояльные власти эксперты начали рассуждать об открывшихся гигантских перспективах по диверсификации газового импорта, снижению зависимости от России, увеличению надежности поставок и так далее. Проблема только в том, что никто не знает, как этот механизм будет работать, не станут ли некоторые страны пытаться его обойти ради своей выгоды – как это происходило с теми же вакцинами. И самое главное, хватит ли газа всем желающим и по какой цене его все-таки можно будет купить. Есть мнение, что по, мягко говоря, не низкой.
В общем предложение ЕС из разряда тех, навстречу которому не стоит нестись сломя голову. Однако, судя по чуть ли не восторженной реакции, руководство страны уже планирует использовать эту платформу как козырь в предстоящих переговорах с «Газпромом». Особенно, в свете очевидно непростого спора по аудиту, хотя, по моему мнению, Россия будет готова согласиться с отсрочкой его проведения с учетом всех обстоятельств.
Предположу, что политические и идеологические мотивы, так или иначе, будут толкать власти пойти на «диверсификацию» поставок и закупки как минимум части необходимых объемов газа на этой новой европейской платформе. Я даже вижу, что это будет представлено как ослабление кремлевской газовой «удавки» и повышение энергетической безопасности, за которую, конечно, нужно платить определенную цену. Но то, что могут позволить себе богатые европейцы, вряд ли можем мы. На прошлогодних, откровенно потешных попытках правительства в «диверсификацию» мы уже потеряли миллиарды леев без особого результата. Тогда же выяснилось, что Брюссель всерьез финансово помогать не готов – а сейчас и подавно не будет. Можем ли мы платить за газ больше в условиях, когда национальная экономика схлопывается, а бюджет демонстрирует рекордный дефицит? Вопрос риторический.
Я уже когда-то говорил об этом и снова повторю, что, как бы кому не нравилось, выгоднее варианта поставок газа из России объективно нет, а, как минимум, приднестровский фактор делает их более или менее стабильными, даже невзирая на периодические кризисы. Провал нашей делегации на переговорах в прошлом году привел к заметному росту цены, но она все равно ниже европейских, и, как мы знаем, с Москвой всегда можно договориться о скидках. Просто никто этого не делает, ведь, как призналась Майя Санду, контакты с Москвой после 24 февраля не ведутся. И право не знаю, кому от этого лучше. Точно не Молдове, которая вместо газовой зависимости от России может получить ровно такую же зависимость, но от ЕС. Правда, за бОльшие деньги.