Несмотря на «стамбульский прорыв», Молдове, как и другим странам региона, не стоит рассчитывать на скорое сворачивание российской военной операции в Украине
Вчера в Стамбуле завершился очередной раунд российско-украинских переговоров, результаты которого стали практически сенсацией. Из-за этого информационный фон сейчас очень неоднороден, однако, так или иначе, ряд признаков указывает на то, что в конфликте может наступить определённая передышка.
Накануне министр обороны России Сергей Шойгу провёл открытый брифинг, в ходе которого было объявлено об успешном выполнении задачи по нанесению максимального ущерба вооружённым силам Украины. Эти обстоятельства, по его словам, позволяют сосредоточиться на «главных целях», которые связанны с Донбассом. Как подчеркнул Шойгу, военные действия будут продолжатся до момента достижения всех задач, которые перед собой поставила Москва.
Между тем последние дней десять на большей части линии фронта наблюдалось существенное затухание боёв, без особого проникновения вглубь украинской территории и без захвата новых областных центров и городов. Эпицентром ожесточённых боестолкновений были восточные регионы и город Мариуполь, где сконцентрирована одна из наиболее крупных и боеспособных группировок украинской армии. Это всё говорит о том, что сложные и скрытые от широкой общественности переговоры шли на протяжении двух недель и завершились промежуточным результатом, который был явлен публике в Стамбуле.
Главный итог вчерашнего дня – это получение официальной, чётко сформулированной позиции Киева. Если кратко, то основной смысл предложений, именуемых в качестве базы для будущего коллективного договора, заключается в провозглашении Украиной постоянного нейтралитета под международными гарантиями. Кроме того, Киев готов в течение 15 лет мирно обсуждать статус Крыма, не вступать в какие-либо военные союзы, отказаться от размещения иностранных баз на своей территории, а военные учения проводить по согласованию со всеми участниками договора.
По сути, это выглядит как попытка разработать «Будапештский меморандум № 2» с более усиленными гарантиями и ответственностью. Киев желает добиться коллективного обеспечения своей безопасности со стороны порядка десяти государств – крупных международных игроков. В случае нападения, страны-гаранты проводят в течение трёх дней консультации и при невозможности умиротворения агрессора вводят войска, а также устанавливают беспилотную зону над Украиной. По большому счёту, задействуется комплекс мероприятий сродни тем, что предусмотрены статьёй 5 Устава НАТО.
Одним из наиболее принципиальных моментов, поднятых украинской делегацией, заключается в том, что вступлению в силу договора должна предшествовать процедура его утверждения на всеукраинском референдуме, а затем ратификация как в парламенте Украины, так и в парламентах стран-гарантов. Это, очевидно, подразумевает, что всю ситуацию необходимо откатить к состоянию на 23 февраля. Таким образом, для воплощения на практике этих предложений необходимо прекратить боевые действия, вывести российские войска, вернуть административный контроль над территориями, где впоследствии может быть проведён референдум.
Есть сомнения в том, что Москва примет такой сценарий, не имея чётких гарантий получения искомого результата и реализации соглашений в максимально ускоренном темпе. Не нужно забывать, что вчера состоялась презентация исключительно предложений Украины, хотя их повторение для СМИ российскими переговорщиками было преподнесено как чуть ли не согласие Кремля на них, что, разумеется, далеко не так. О текущих российских соображениях, кроме известных всем штампов о «демилитаризации» и «денацификации», до сих пор ничего неизвестно. Поэтому для начала важно дождаться, что именно выкатит Кремль, и оставят ли вообще российские «контрпредложения» хоть какое-то пространство для компромисса.
Впрочем, стоит признать, что члены российской делегации подозрительно тепло встретили пакетные предложения Киева и заявили, что те будут переданы лично Владимиру Путину для внимательного изучения. Более того, в качестве шагов навстречу было объявлено о прекращении наступательных операций на Киевском и Черниговском направлении, а также о возможности организации встречи президентов двух государств после парафирования проекта договора министрами иностранных дел Украины и России.
Многие вчера по мотивам стамбульских переговоров стали уверенно говорить о скором завершении т.н. «специальной военной операции» в Украине. Впрочем, наряду с осторожным оптимизмом появилась и масса подозрений в том, что Кремль на самом деле вводит всех в заблуждение и готовит западню для руководства Украины. Есть стойкое ощущение, что Москва намеренно втянулась в эту запутанную дипломатическую игру, чтобы под предлогом активных переговоров совершить тактический манёвр и обезопасить северный участок линии фронта, перебросив часть сил на юго-восточное направление. Это позволит добиться некоторого перевеса и в максимально сжатые сроки нанести поражение донбасской группировке войск Украины. То есть «деэскалацией на киевском и черниговском направлениях» Кремль по факту «продаёт воздух», поскольку это не уступка, а, по всей видимости, часть стратегического замысла.
Судя по первым реакциям, даже сам факт попыток двух делегаций нащупать почву для «конструктивного» диалога крайне остро и негативно воспринимается патриотической общественностью как Украины, так и России. По этой причине, если в нынешних обстоятельствах сторонам так и не удастся добиться политических результатов, соотносящихся с текущей военной обстановкой, то, вероятнее всего, Москва продолжит боевые действия в Украине, возможно даже в усиленном режиме с учётом концентрации сил на некоторых направлениях.
Поэтому рассчитывать на то, что Россия в ближайшее время свернёт свою «спецоперацию», пожалуй, не стоит. Это должно учитывать и наше руководство, в том числе внимательно проанализировать тактику РФ на переговорах, чтобы в будущем предотвратить втягивание Молдовы в не самые хорошие сценарии. Необходимо действовать, формулируя своё видение и предложения уже сейчас. Поскольку завтра может быть поздно, и нам придётся принять то, что будет написано и решено за нас.
Кстати, вчера при участии представителей дипломатических миссий в нашей стране в столице прошло первое заседание Совета по стратегическому диалогу в области политик безопасности. Хотя это мероприятие не привлекло большого внимания, тем не менее, это пусть и осторожный, но значимый шаг для старта широкой общественно-политической дискуссии о месте, роли и статусе нашей страны в будущей архитектуре региональной и европейской безопасности.