Сергей ЧЕБАН
Как и в 2014 году, Бухарест открыто предупредил, что направлять свои вооружённые силы для защиты Молдовы не намерен
Боевые действия в Украине не утихают, более того, украинским военным удаётся успешно огрызаться, проводя операции снабжения и эвакуации из Мариуполя, а также наносить удары по объектам инфраструктуры на территории России. Однако, украинский кризис и противостояние Москве происходит в гораздо более широкой плоскости. Ставки постоянно растут, что подтверждает вчерашнее решение Путина принимать оплату за энергоносители исключительно в российских рублях. Обернётся ли это очередным газовым кризисом, станет понятно уже в ближайшие недели.
Похоже, переговоры Киева и Москвы, несмотря на формальное и неформальное подключение к ним различных посредников и влиятельных персон, пока не дали ожидаемого результата. До окончательной развязки конфликта по-прежнему очень далеко. Это сильно обескураживает, поскольку усиливает позиции военных из окружения российского президента, готовых, судя по всему, идти до конца. То же самое касается Киева, вдохновлённого последними оперативными успехами и не готового идти на какие-либо уступки. Если ситуация в переговорах никак не изменится, то есть риск, что в ближайшие дни боевые действия усилятся, а российские войска могут подойти ещё ближе к границам нашей страны.
На внешнем периметре также мало признаков того, что украинские события близятся к завершению. Вчера Госдепартамент официально призвал граждан США, находящихся в России и Украине, немедленно покинуть территории этих государств. Такие призывы всегда рассматриваются как анонсы к чему-то серьёзному, то есть угроза разрастания конфликта крайне высока и, возможно, с вовлечением новых сил и факторов. К слову, глава украинского МИД Дмитро Кулеба направился в Варшаву для прояснения инициативы о введении интернационального миротворческого контингента в Украину.
Похоже, что дестабилизация в Украине привела в движение другие неспокойные регионы на постсоветском пространстве. Пока не совсем ясно, происходит ли это с ведома Москвы, или просто кто-то увидел для себя подходящий момент. Однако внезапное поднятие вопроса о присоединении к России двух сепаратистских регионов Грузии (Абхазии и Осетии) ставят Тбилиси в сложное положение с угрозой получить одну сплошную де-факто границу и ультимативные требования Москвы признать эту новую реальность.
Сумма обстоятельств, к сожалению, приводит к мысли о том, что по-прежнему высока опасность гибридного или иного вторжения и в Молдову. Россия ведёт себя крайне непредсказуемо, не оглядываясь на кого-либо. Поэтому по мере развития военных событий необходимо отслеживать и сигналы, которые возможно будут транслироваться из Москвы. Скорее всего, речь будет идти вновь о традиционных требованиях международно гарантированного нейтралитета и федерализации Молдовы, отказ от которых может подтолкнуть Россию на какие-то импульсивные действия.
К слову, депутаты от блока «Коммунистов и социалистов» уже несколько недель педалируют идею дополнительного подкрепления нейтрального статуса Молдовы, для чего, собственно говоря, они подготовили соответствующий законопроект. Так что помимо внешних рисков, связанных с проникновением иностранных войск в Одесскую область, есть фактор присутствия в Молдове определённого числа условно лояльных Кремлю политических групп, которые при благоприятных условиях будут готовы поддержать российские сценарии.
Очень тревожным выглядит вчерашнее решение Москвы заблокировать продление мандата Специальной мониторинговой Миссии ОБСЕ в Украине, созданной еще в 2014 году. Таким образом, Россия демонстрирует свою решимость пересматривать устоявшиеся правила и механизмы по своему усмотрению. Если Кремль приступит к реализации условного «молдавского плана», то вполне можно допустить угрозу замораживания деятельности Миссии ОБСЕ в Молдове, которая, по сути, является одним из важных элементов контроля и мониторинга ситуации на всей территории нашего государства.
В этих условиях вопрос безопасности Молдовы приобретает повышенную остроту, однако сигналы с западного направления пока скорее неутешительные. Так, Румыния, на чьи военные ресурсы и возможности в республике рассчитывают в первую очередь, на протяжении всего последнего месяца ведёт себя довольно сдержано, несмотря на серьёзность рисков и проблем, возникших в результате военных событий в Украине. К примеру, занятие российской армией острова Змеиный очень сильно ударило по перспективам инвестирования в добычу газа на черноморском побережье Румынии. Не говоря уже о том, что уровень опасности для баз «Девеселу» и «Михаил Когэлничану» вырос в разы.
Тем не менее, в отличие от Польши, которая действует куда более активно, Бухарест, по словам румынского министра обороны Василе Дынку, не намерен вмешиваться в возможные боевые действия за пределами своей территории и контура безопасности североатлантического альянса. При этом военное командование Румынии до сих пор оптимистично в своих оценках и рассчитывает на скорейшую нормализацию ситуации на европейском континенте.
Более того, Дынку публично заявил, что в случае, если Молдова подвергнется нападению, то ей не будет оказана прямая военная помощь со стороны Румынии. По его словам, членство в НАТО не позволяет стране делать подобных шагов, так что Бухарест сможет только поддержать наши вооружённые силы техникой и обеспечить снабжение, аналогично тому, как сегодня Альянс помогает Украине.
В Молдове эксперты по-разному оценили такое признание, и каждый мог уловить в этом послании свои скрытые смыслы. Наше руководство, по-видимому, может рассчитывать на военное содействие в случае критического развития событий, но без непосредственного участия румынской армии. Москва, в свою очередь, должна уяснить нежелание Бухареста в лобовую сталкиваться с российскими войсками и провоцировать тем самым НАТО.
Несмотря на умиротворяющие заявления, звучащие в том числе из Вашингтона, у нас нет особого повода успокоиться и продолжить жить в привычном состоянии. Вызовы и угрозы нашей территориальной целостности никуда не делись, а рассчитывать на то, что мы сможем самостоятельно защитить себя военным способом, не приходится. Помощи, как видим, ждать тоже неоткуда. Наверное, ключевая задача сейчас – это попытаться убедить Россию при поддержке наших международных партнёров, что любые агрессивные планы в отношении Молдовы не обоснованы. Однако пока руководство страны предпочитает пассивно наблюдать за происходящим и отказывается идти на контакт с Москвой, видимо, надеясь, что нынешние проблемы безопасности разрешатся сами собой.