К окончанию украинского конфликта Молдова может подойти, испортив отношения и с Украиной, и с Россией, считает эксперт RTA Семен Албу
Семен АЛБУ, RTA:
На фоне украинских событий ситуация в нашей республике быстро катится по наклонной. PAS более чем уверенно ведет страну к социально-экономической катастрофе. Бьются все рекорды по инфляции и бюджетному дефициту. Из резервов бешенными темпами вымываются деньги. За газ по контракту имени «доминатора» Андрея Спыну мы платим уже безумную для нас цену выше тысячи долларов. Если сейчас нам срочно не организуют новый «План Маршалла», то тотальное обеднение нашего многострадального населения совсем не за горами. Правящий режим оправдывает все это безобразие украинским кризисом и ужасным наследием предшественников, но кому от этого легче?
Конечно, некомпетентность правительства Наталь Гаврилица уже давно не новость, хотя в нынешние тяжелые времена все равно вызывает чувство постоянной и глубокой тревоги. Ведь даже во внешней политике, где у PAS не в силу природных талантов, но хотя бы хорошего реноме, дела всегда обстояли несколько лучше, сейчас копится ком проблем с потенциально тяжелыми и долгосрочными последствиями.
Когда бои в Украине только начались, Молдова поспешила объявить о своей нейтральной позиции, что было со всех сторон умным и правильным решением – согласитесь, одним из редких для правящей партии. Однако тогда, вероятно, никто не ожидал, что конфликт затянется на месяцы, как это произошло по итогу. Боевые действия, хоть и с разной интенсивностью, не прекращаются ни на минуту, количество жертв и военных преступлений растет, а, значит, и эмоциональный накал, который будет только подталкивать к продолжению войны. Все это сопровождается новыми витками взаимных разрушительных санкций.
В таких условиях оставаться нейтральной Молдове, по-видимому, становится все труднее. Нужна определенная мудрость, выдержка и прагматизм, чтобы вести наш государственный корабль по верному курсу между условными «Сциллой и Харибдой». Но способна ли на это действующая власть? Как показывает практика, едва ли.
Ведь в PAS посчитали, что укреплять нейтралитет страны сейчас, как сказала президент, «бессмысленно», с ходу отправив утиль соответствующий законопроект социалистов и коммунистов. Ясно, не хотите пиарить оппозицию – так предложите собственный схожий акт и продолжайте крепко стоять на позиции нейтрального статуса Молдовы.
Вместо этого мы видим своеобразную политику «полутонов», видимо, по мнению правящего режима, очень «хитрую». Формально наша республика продолжает держаться на подобающем расстоянии от украинского конфликта, а о молдавском нейтралитете государственные мужи говорят практически каждый день. Однако, эти слова все больше расходятся с делом.
Так, Молдова, несмотря на все официальные заявления, потихоньку поддерживает санкционный режим Запада в отношении России – правда аккуратно и только там, где это не наносит ущерба нашим экономическим интересам. Известно, что первой такой ласточкой стала неожиданный голос Молдовы в пользу ограничений для России по линии Всемирной торговой организации. Также Молдова соблюдает наложенные санкции против РФ в банковском секторе, что подтвердил спикер Игорь Гросу. Он еще добавил, что есть и некие иные «вещи». Можно вспомнить и про резолюцию ПАСЕ про «оккупированную Молдову».
Другой важный момент – внутренняя зачистка страны от «российского влияния». К примеру, запрет на ретрансляцию российских программ, закрытие (про)российских СМИ и вообще любых источников информации, которые передают не украинскую и не западную точки зрения. Сюда можно отнести и планируемый на законодательном уровне бан на символику российской «специальной операции». Но если это еще можно понять, то возможный запрет на ношение георгиевских лент в Молдове, как и ограничение или изменение формата празднования дня победы 9 мая выглядят глупо и опасно, могут спровоцировать резкую реакцию Москвы, чувствительность которой к этим вопросам хорошо известна.
С другой стороны, мы видим попытки властей обозначить свою солидарность как с Западом, так и Украиной. Майя Санду практически мгновенно поддержала украинскую версию событий в Буче, хотя объективные данные и здравый смысл подсказывают, что в этой ситуации, как минимум, далеко не все однозначно. Более того, президент сообщила, что сделала предложение о направлении наших военных для помощи в разминировании украинских районов, затронутых боевыми действиями. Как вяжется отправка воинского контингента в пока еще воюющую страну с нейтралитетом республики – науке неизвестно. К тому же, кто даст гарантии, что наши военные не станут объектом провокации или «хитрых планов» одной из воюющих сторон?
Правда, все эти полумеры и попытки «подмаслить» Киев пока не возымели особого эффекта. Украина, очевидно, оказалась раздражена поведением Молдовы и ее отказом полномасштабно включиться в общезападное противостояние с Россией. Расстроились наши соседи, видимо, и из-за нашего нежелания устроить какую-нибудь авантюру на Днестре, что, по замыслу украинских стратегов, могло бы оттянуть внимание Кремля. Однако, даже PAS пока хватает благоразумия не открывать «второй фронт», к чему нас постоянно толкает Киев, разгоняя фейки об угрозах своей безопасности с приднестровского направления. Это стало кристально ясно после речи Зеленского в Бухаресте, где нас заочно назначили следующей «жертвой».
Что же получается? Заняв изначально рациональную позицию по украинским событиям, PAS постепенно скатывается на сторону одного из участников конфликта. При этом Киев все равно недоволен нашей нерешительной и «трусливой», на его взгляд, политикой. С учетом действий и заявлений украинского лидера можно ожидать смены посла Украины в Молдове уже в ближайшее время и кратное усиление давление на нас с тем, чтобы встать, по меткому выражению моего коллеги, на «правильную сторону истории».
На все более или менее экономически безопасные для нас меры против РФ мы пошли, а вот дальше идти на конфронтацию с Москвой уже будет куда больнее, особенно с учетом остро стоящих вопросов поставок газа и электроэнергии. Мы и без того последние недели движемся верным курсом на попадание в список недружественных для РФ государств. И продолжая накапливать антироссийские шаги в прежнем темпе уже скоро мы рискуем преодолеть тот критический порог, за которым начнется быстрое охлаждение отношений вплоть до абсолютного нуля, как это происходит сейчас у России и Запада.
С каждым днем Майя Санду и ее «желтая команда» все больше растягиваются «во внешнеполитическом шпагате», стараясь угодить одним и не сильно поругаться с другими. То есть вместо укрепления своего нейтралитета мы все-таки решились подключиться к нынешнему геополитическому противостоянию, но как-то неуверенно и «по-тихому». Думаю, что такая двуликая политика в современных экстремальных условиях бессмысленна и приведет лишь к тому, что, в конечном счете, мы умудримся испортить отношения и с Украиной, и с Россией.