Сергей ЧЕБАН
Последние недели подарили как робкую надежду на прекращение огня в Украине, так и просигнализировали о рисках перевода конфликта в ещё более горячую и масштабную фазу
Конфликт в Украине преодолел очередной психологический рубеж в 100 дней. Москва так и не смогла добиться молниеносной победы или хотя бы подавляющего преимущества. Однако украинскому государству нанесён тяжёлый стратегический урон, который тяжело скажется на экономике и социальной стабильности. По сути, соседняя страна отброшена в развитии на десятки лет. Существенные убытки несёт и сама Россия, став абсолютным лидером по числу наложенных санкций и потеряв доступ к значительной части своих золотовалютных резервов.
То, что российско-украинское противостояние привело к энергетическому и продовольственному кризису в мире, является подтверждением глобального характера этого конфликта. Вторгнувшись в Украину, Кремль бросил вызов Западу, желая участвовать в написании правил мирового порядка. Россия планировала продемонстрировать готовность силовым путём добиваться своих целей и надломить систему, в которой ключевые международные политические, финансовые, торговые институты находятся под контролем США и их союзников. Пока нет никаких признаков того, что Москва хотя бы частично приблизилась к решению этих задач. Напротив, судя по заявлениям американских и европейских руководителей, Запад готовится к затяжной изнуряющей борьбе за сохранение лидерских позиций.
По оценкам экспертов, в результате боевых действий мировая экономика может потерять около 1 триллиона долларов, ускорятся инфляционные процессы, а также рост стоимости сырья. Уже сейчас цены на зерно и энергоресурсы бьют исторические рекорды. Это в свою очередь ведёт к повышению расходов и ещё большей дестабилизации экономически слабых регионов мира, в том числе и новой волне миграции с глобального юга на север.
На этом фоне последние недели проявились новые, подающие надежду нотки во взаимной риторике Запада и России. Всё чаще слышны заявления о необходимости переговоров для завершения боевых действий. Идёт ли речь о временном прекращении огня, урегулировании российско-украинских отношений или вообще о переосмыслении системы международных отношений, сказать пока сложно. С одной стороны, Вашингтон продолжает военную поддержку Киева, а с другой есть слова представителей американского истеблишмента, фактически передающие готовность США пересмотреть свою позицию по Украине вплоть до заключения сделки с Москвой.
На прошлой неделе ряд западных СМИ сообщили, что представители США, Великобритании и Евросоюза проводят регулярные встречи для обсуждения условий перемирия и дипломатического урегулирования ситуации в Украине. В частности, рассматривается план, предложенный Италией, который предполагает нейтралитет Украины в обмен на гарантии безопасности и запуск украинско-российских переговоров о будущем Крыма и Донбасса. При этом в ведущих столицах растёт обеспокоенность возможным затягиванием конфликта из-за неготовности Москвы и Киева к компромиссам.
Тем временем появляется всё больше сообщений о том, что, если Киев примет решение о территориальных уступках, Запад не будет возражать, будто бы намекая Киеву, что потери неизбежны. К примеру, американская администрация уже открыто рассуждает о территориальных уступках и что решение о том, где пройдут разделительные линии после завершения конфликта, зависят исключительно от Украины.
В качестве пробного шара при посредничестве Анкары, у которой достаточно хорошие отношения с Россией и Украиной, сейчас предпринимаются попытки протолкнуть так называемое «зерновое перемирие». Оно должно деблокировать украинские порты для вывоза сельхозпродукции на мировые рынки. Если верить заявлениям Вашингтона, Москвы и Киева, то у этой сделки – открытие морских коридоров в обмен на снятие ограничений на отдельные российские товары – есть неплохие шансы. Это станет первым успешным опытом промежуточных договорённостей на пути к полному разрешению конфликта.
Пока центры влияния подбирают ключи к перемирию, самый реалистичный сценарий завершения войны, по мнению аналитиков, наступит тогда, когда один из участников победит или же все воюющие стороны убедятся в бессмысленности продолжения военной компании. Очевидно одно – независимо от того, победит ли Кремль или ему будет нанесено болезненное поражение, глобальное и в первую очередь европейское пространство в любом случае ждёт политическое, экономическое и военное переустройство.
Наши власти исходят из базового сценария, в соответствии с которым российские войска попытаются сомкнуть Украину в стратегическую подкову и отрезать её от Чёрного моря. Поэтому правительство постоянно мониторит ситуацию в Николаевской и Одесской областях, чтобы в случае региональной эскалации быть готовым к новой волне беженцев. По словам премьер-министра, в адрес западных партнёров направлены заявки на вспомогательное военное оборудование, но при этом обсуждается, что мы могли бы попросить, если нам потребуется летальное оружие. Анализируя происходящее в Украине, молдавские военные работают над тем, чтобы определить самую оптимальную концепцию оснащения и обучения наших вооружённых сил.
Несмотря на оснащённость и военную поддержку со стороны западных стран, вооружённое противостояние Украины и России приводит к одному важному выводу: решать конфликты военным путём затратно и малоэффективно. Глобальная торговля привела к сильной взаимозависимости стран и регионов, а также к их повышенной чувствительности к любым кризисам. Любой разрыв в цепи автоматически приводит к серьёзному кризису на мировых рынках. Нет уже никаких сомнений в том, что существующая система международной безопасности нуждается в срочном реформировании, поскольку практически исчерпала себя. Сильные государства действуют исключительно в своих интересах, игнорируя мнение и позиции стран с меньшим военным и экономическим потенциалом.
Вторжение в Украину стало во многом следствием отсутствия действенных инструментов поиска баланса в межгосударственных отношениях. В результате Москва решила решить свои проблемы вооружённым путём. Увы, но тот факт, что США зарезервировали колоссальные финансовые средства для военной помощи Киеву, говорит о том, что Вашингтон готовится к длительному силовому сценарию, а дипломатию держит, скорее, как «план Б». Москва пока также не отказывается от заявленных целей, продолжая медленно их добиваться на полях сражений, а также чертит новые красные линии и говорит о новом этапе конфликта. Так что вполне возможно, что настоящая война ещё только впереди, и длиться она будет гораздо дольше, чем нам всем хотелось бы.