Сергей ЧЕБАН
Недовольство в обществе нарастает, и отдельные политические хищники уже пытаются воспользоваться этим для ослабления позиций партии власти. Перетасовка состава правительства – один из немногих способов хотя бы временно сбить протестную волну
С каждым днём внутренних проблем в стране становится всё больше, а объяснять их накопление только лишь внешними обстоятельствами получается всё хуже. Тем не менее, власти пытаются показать полный контроль над ситуацией и даже вырабатывать какие-то меры для купирования негативных тенденций в экономике.
Вчера в фокус внимания президента попал вопрос продовольственной защищённости страны, обсуждавшийся на заседании Высшего совета безопасности. Его итоги, включая предлагаемые секторальные меры, выглядят более конкретными, нежели предыдущая встреча ВСБ, результаты которой ограничились созданием двух комиссий в парламенте. Похоже, резкая критика, в том числе и с нашей стороны, была воспринята должным образом, и в президентуре осознали, что общество желает знать о предпринимаемых шагах по выправлению плачевной ситуации в экономике.
Возможно, некоторую роль сыграло и протестное движение, пусть и пока довольно вялое. Задержание Игоря Додона всё же пробудило социалистов из длительного летаргического сна, и главные оппозиционные силы проводят затяжной марафон протестных акций против действующей власти и правительства. Однако, как верно подмечено наблюдателями, с одной стороны социалисты пытаются мобилизовать все оппозиционные силы, чтобы добиться отставки кабмина, а с другой стороны ПСРМ не смогла даже толком убедить своих партнёров-коммунистов присоединиться к антиправительственным манифестациям.
Разумеется, что граждане, даже несмотря на высокий уровень недовольства политикой кабмина, вряд ли готовы прямо сейчас встать под социалистические знамёна и выплеснуть своё негодование, поскольку соратники Додона будут всячески пытаться использовать это для политической реабилитации почётного председателя ПСРМ. Надо понимать, что населению необходимы совершенно иные лидеры и платформы для выражения своего «праведного» гнева.
Не случайным кажется и выход из тени уже подзабытого Андрея Нэстасе, советники которого видимо решили, что время пришло. Характерно, что Нэстасе начал с извинений за то, что помог привести Майю Санду на должность президента, таким образом окончательно отрёкшись от общего прошлого в избирательном блоке ACUM. Судя по всему, политические хищники разного калибра почуяли, что власть постепенно теряет хватку, а критическая масса негодования в обществе подошла к той отметке, когда протестные настроения самое время конвертировать в политический результат.
Власти, конечно, пытаются расставить на ключевые места нужные фигуры, но несколькими зарубежными варягами в силовых ведомствах (СИБ, Антикоррупционная прокуратура) вряд ли можно кардинально изменить ситуацию. Равно как и свалить всё на пронизанную коррупцией государственную систему уже не вполне получается, поскольку население ждёт по-настоящему действенных мер в экономике, чтобы уровень жизни не то чтобы рос, а хотя бы не падал.
Полноценному правлению PAS вскоре исполнится уже год, так что нынешняя власть окончательно распрощается с приставкой «новая» и начнёт отвечать за свои ошибки сполна, без скидок на доставшееся от предшественников «тяжёлое наследство». Поэтому сейчас первоочередным шагом со стороны руководства страны должны стать кадровые перестановки в правительственной команде. Это позволит сбить темпы роста антиправительственных настроений и снизить социальное напряжение, которое при нынешней динамике неизбежно приведёт к политическим эффектам. Нет никакой логики удерживать неизменной текущую структуру министров, когда у парламентского большинства есть возможность маневрировать и проводить кадровые замены, если по отдельным направлениям есть систематические провалы.
Однако, как кажется, среди высшего руководящего состава пока нет единой позиции, и внутренние споры ещё продолжаются. С одной стороны, спикер Игорь Гросу утверждает, что премьер должен дать оценку работе своих подопечных, после чего будет принято решение об определённых перестановках. В свою очередь, Наталья Гаврилица со всей уверенностью заявляет, что никаких отставок в правительстве она не планирует, поскольку страна находится в глубоком кризисе, а для кадровых перетасовок сейчас не самое подходящее время.
Несмотря на бездумные заявления премьер-министра, которые вызывают дополнительное раздражение общества, наибольшее недовольство проецируется на экономический блок правительства. Речь идёт не только о министре Серджиу Гайбу. Масса вопросов есть и к Андрею Спыну (особенно, к тому, как он «договорился» с Газпромом), да и в принципе к возглавляемому им Минрегионразвитию, которое в народе давно прозвали «малым правительством».
Много ожиданий было и от реформы юстиции, продвигаемой главой Минюста Сергеем Литвиненко при поддержке председателя парламентской юридической комиссии Олеси Стамате. По мнению профильных специалистов и наших зарубежных партнёров, этот вопрос является краеугольным камнем, от которого во многом зависят дальнейшие перспективы строительства по-настоящему демократического государства. Однако тщательное стратегирование и обильная законотворческая деятельность партии власти в итоге упёрлись в неповоротливую и активно сопротивляющуюся систему, которая препятствует внедрению реформ.
Довольно сильно раскачивается кресло и под госпожой Юлианой Кантаражиу, которой тоже пророчат скорейшую потерю министерского портфеля. Линия обвинения в её адрес строится преимущественно на том, что Министерство экологии выступает чуть ли не основным лоббистом интересов металлургического завода в Рыбнице, напрочь позабыв об экологии в стране. Истина явно где-то посредине, но то, что министр уже обожглась на резонансной теме совершенно очевидно, поэтому вполне может рассматриваться в качестве одного из кандидатов на выбывание.
Людям очень нужна уверенность в том, что кабмин держит ситуацию под контролем и делает всё зависящее от него, насколько это возможно в современных обстоятельствах. Игнорировать мнение граждан нельзя, а те, кто себя мнит высококлассными профессионалами и не считает нужным что-либо объяснять населению, должны как можно скорее покинуть правительственное здание. Поэтому отдельные протестные очаги будут тоже полезны, чтобы спустить власть на землю и заставить их переосмыслить свои планы и способы достижения намеченных целей.
Помимо внутренних обстоятельств нужно учитывать и внешние факторы, которые могут оказать сильное деморализующее воздействие на власть и общество. Отказ Брюсселя предоставить Молдове статус кандидата может очень сильно подкосить и без того хрупкий внутриполитический баланс в стране, поскольку, не будем скрывать, со стороны людей и политиков наблюдаются очень завышенные ожидания по поводу европейской перспективы. Любой «утешительный приз» в виде промежуточного или предварительного статуса может стать детонатором, который по меньшей мере приведёт к полной отставке нынешнего состава правительства.