Масштабный антиправительственный митинг на центральной площади столицы, организованный близким к партии «ШОР» движением «Новая жизнь», не стал большой головной болью для правящей PAS. Почему?
Кристиан РУССУ, RTA:
Минувшее воскресенье помимо шествия колонны ЛГБТ-активистов подарило нам первую по-настоящему масштабную акцию протеста. На площади Великого Национального Собрания, конечно, и близко не было заявленных организаторами 40 тысяч человек, но с определенных ракурсов выглядело мероприятие вполне впечатляюще.
Событие тем примечательнее, что до сих пор оппозиционному лагерю времен правления PAS не удавалось вывести на улицы хоть сколько-нибудь значительную массу людей. С антивластными выступлениями у всех противников правящей партии в принципе наблюдаются большие проблемы. Пока никто толком не смог эффективно воспользоваться как степенью разочарования общества внутренними делами, так и серьезными просчетами руководства страны. Даже арест Игоря Додона, несмотря на все скандалы, одного из самых популярных политиков в стране, спровоцировал лишь номинальную протестную активность, более чем безопасную для действующих властей.
Причин тому много, и они хорошо известны. Растерянность от полного фиаско на досрочных парламентских выборах, старые обиды и конфликты, даже внутри единых избирательных блоков, исключающих возможность широкого межпартийного сотрудничества, и, конечно, едва скрываемый страх перед правящей партией и ее карающей правовой дубинкой. Все это в огромной степени сковывает возможности оппозиции, не дает ей развернуться в полную силу, как бы сильно не теряла популярность пропрезидентская PAS.
Поэтому то, что именно партия «ШОР», а не, допустим, БКС смогла «родить» первый действительно крупный антиправительственный протест, удивления не вызывает. В ее пользу играет фактор наличия необходимых финансовых ресурсов вкупе с удобной в нынешние тяжелые времена популистской риторикой и недосягаемостью для молдавского правосудия лидера и спонсора Илана Шора.
Если смотреть поверхностно, то у партии экс-мэра Оргеева «пробный протестный шар» покатился неплохо. Были продемонстрированы немалый мобилизационный потенциал, а также ресурсы для его реализации, звучали антиправительственные лозунги, родился новый бренд движения под названием «Новая жизнь», принята резолюция. В ней констатируются «беспрецедентный» рост цен на нефтепродукты, дорогой газ, высокая инфляция, репрессивная модель управления государством, угрозы национальной безопасности. В конце, естественно, идет призыв к отстранению PAS от власти и запуску досрочных выборов.
Объективно именно «ШОР» сейчас способна в силу озвученных мною причин на наиболее яркое и заметное фрондерство. В то же время многое касательно воскресной акции позволяет несколько усомниться в том, что перед нами была явлена серьезная претензия на противодействие власти, а не удобный для нее «договорнячок».
Так, сама по себе организация митинга уже крыла в себе обман. Большая массовость была достигнута скорее тем, что людей заманивали, прежде всего, на бесплатный концерт с участием российских звезд эстрады, якобы профинансированный представителями диаспоры из Канады. В конечном счете, именно проволочки с проведением этого концерта, который в итоге так и не состоялся, стали темой номер один в СМИ и социальных сетях, отодвинув собственно политический компонент. Совпадение?
Собрав столько людей, что интересно, без малейших препон со стороны власти, движение «Новая жизнь» или партия «ШОР», как хотите, распорядилась ими примерно никак. Зажечь толпу явно не удалось, поход к генеральному комиссариату полиции, опять же из-за требований провести концерт, окончился бесславно. В целом пар ушел в свисток.
Можно списать все на типичный «первый блин комом» и выразить удовлетворение самим фактом масштабного митинга. Но сомнения все-таки закрадываются. Так, руководство страны не придало ему практически никакого значения. И в то время как на центральной площади столицы собралась многотысячная толпа, Майи Санду, к примеру, в городе вообще не было. Это не совсем то поведение, когда тебе грозит реальная, а не нарисованная опасность. Для сравнения – робко стартовавшие сегодня фермерские протесты, для предупреждения которых была быстро организована встреча с премьер-министром. Да, она не помогла – но сама реакция показательна.
Думаю, в нашей стране, привычной к разных схемам и договорнякам, нельзя исключать даже такой фантастический на первый взгляд вариант, как негласная кооперация между PAS и «ШОР». Напомню, что правящая партия, хоть и обладает монобольшинством, но все-таки не конституционным – а основной закон, так или иначе, корректировать придется. На новые выборы никто явно не пойдет, так что дополнительные голоса придется искать либо у БКС, либо у «шоровцев».
Почему же именно «ШОР» может стать основным кандидатом на роль «системной оппозиции»? Потому что она максимально удобна. Благодаря популизму эта партия в любом случае сможет обеспечить себе какой-то серьезный процент поддержки населения – но коррупционный шлейф и сложившееся реноме никогда не дадут ей замахнуться на первое место политического пьедестала. Ей удобно угрожать и манипулировать – на прикрытие формирования западные партнеры и слова не скажут. Через «ШОР», лидер которой является общепризнанным соучастником кражи миллиарда, комфортно дискредитировать весь протестный потенциал и канализировать народный гнев в управляемом режиме.
Вот и сейчас воскресные движения дали достаточно информационного топлива, чтобы забить эфир вплоть до конца недели, когда ожидается предоставление статуса кандидата – а там уже будет совсем другой коленкор.
Сделка выходит взаимовыгодной – власть имитирует давление на партию оргеевского олигарха, та в свою очередь имитирует противостояние власти. Такая веселая борьба, которая, тем не менее, никогда не перейдет красных линий, за которыми кроется реальная опасность для правящей партии. При этом, когда нужно, две политические силы могут и сотрудничать, скажем, для голосования в парламенте за конституционные поправки. Не может такого быть? Но ведь прецедент уже есть, когда PAS и «ШОР» вместе голосовали за ограничения депутатского иммунитета.
Это лишь одна из версий, которая, может, и максимально далека от истины. Но опыт предыдущих лет доказывает, что ничего невозможного в нашей стране не бывает. В конце концов, можно вспомнить, чем кончились протесты 2015-2016 годов – встраиванием одного из участников в правящую систему как крикливой, но на деле послушной оппозиции.