Владимир РОТАРЬ
После небольшого кризиса отношения Молдовы с Украиной начали подавать признаки потепления. Странам, так или иначе, теперь предстоит «ехать в одной упряжке» по пути евроинтеграции – однако проблемы между ними никуда не исчезли
Когда-то с помпой создававшееся «Ассоциативное трио» кануло в лету, так и не выполнив заявленных целей. Впрочем, это и не понадобилось – война в Украине резко изменила геополитические реалии, позволив Киеву и Кишиневу не то, что пропустить несколько ступенек, а перепрыгнуть целый лестничный пролет, заполучив статус кандидата на вступление в Европейский союз. Статус, на который в обычных условиях пришлось бы работать не один год.
Большой внешнеполитический успех несколько омрачился склоками и дрязгами между тремя подавшими заявки на присоединение к ЕС странами. Молдова, Украина и Грузия, будто расталкивая друг друга в «очереди на евроинтеграцию», в какой-то момент уже совершенно потеряли чувство дипломатичности и такта, пытаясь доказать, кто из них более «любим» Брюсселем.
Это совпало с общим похолоданием между Кишиневом и Киевом. Наш сосед после начала боевых действий внушил себе мысль, что мы в недостаточной степени проявили солидарность, заняли нейтральную позицию и отказались от форм прямой поддержки. Это довольно сильно контрастировало с довоенным периодом, где Молдова с Украиной вполне себе переживали «медовый месяц», даже несмотря на мутные эпизоды вроде похищения Чауса.
Как помним, восстановление отношений с соседними государствами, полузамороженных в период правления социалистов и Игоря Додона, было одной из предвыборных целей Майи Санду во время выборов президента. И одной из немногих, которую удалось претворить в жизнь: обмены визитами, согласие по ключевым вопросам, совместные действия по линии евроинтеграции, участие Санду в Крымской платформе. Этот список можно продолжать.
Сейчас, вероятно, мы снова видим потепление между двумя столицами. Поездка Майи Санду в Киев – пусть кто-то считает, что запоздалая – знак того, что небольшой кризис остался позади. Наш президент не только встретилась с Владимиром Зеленским, но и побывала в пострадавших от войны украинских городах, сказав и про «руины от российской артиллерии», и про «десятки людей, расстрелянных российской армией во время оккупации Бучи». Слова, в общем-то, не оставляющие сомнений в том, на чьей стороне находятся симпатии нашего лидера. Попутно от нас пошли и другие приятные Киеву сигналы, к примеру, заявления спикера парламента Игоря Гросу о возможном присоединении к антироссийским санкциям.
Что ждет отношения двух стран дальше? Можно ожидать, что общения на всех уровнях, включая высший, будет все больше. В то же время, учитывая региональные реалии, в приоритете, скорее всего, окажутся потребности именно наших соседей. Для Киева Молдова в нынешних условиях имеет немаловажное значение, прежде всего, как часть южного транзитного коридора, по которому может осуществляться как экспорт украинских товаров, так и импорт в Украину.
Второе важное направление – та самая евроинтеграция. Тбилиси, очевидно, отстал от своих «товарищей», в то время как Киев и Кишинев заняли более высокое место в «европейской пищевой цепи». Теперь двум государствам важно не мешать друг другу, как это было предыдущие месяцы, пытаясь доказать превосходство своего статуса над таковым у соседа, а наоборот синхронизировать усилия. Аналогичная задумка была в свое время у «Ассоциативного трио» – и она не сработала. Так что есть возможность проанализировать ошибки и сделать правильные выводы.
При этом нельзя сказать, что будущее отношений Молдовы и Украины выглядит совершенно безоблачным. Подводных (и не очень) камней хватает. Тут можно вспомнить, что даже при Санду у Кишинева были непростые вопросы к украинским партнерам, которые те предпочли бы обходить стороной. Один из них – экология Днестра. Эта тема сейчас по понятным причинам ушла в тень, вот только проблема от этого не стала менее серьезной. Большая часть населения нашей страны вскоре может столкнуться нехваткой питьевой воды из-за обмеления реки, вызванного строительством каскада гидроэлектростанций в верховьях Днестра. Главная водная артерия страны рискует превратиться в болото. По этой теме мы так и не увидели никаких шагов Украины навстречу – и едва ли увидим теперь.
Второй момент – сфера безопасности. Украина продолжает настаивать на том, что Молдова – следующая жертва российской агрессии, и на этом фоне опасно поглядывает на приднестровский регион. Зачем нашим соседям размораживать наш территориальный конфликт – понятно. Но сомневаюсь, что наши элиты готовы пойти на столь авантюрный шаг. Присоединиться к санкциям – это одно, но подставляться под потенциальный удар возмездия РФ никто точно не хочет. Тем более, что республика к нему не готова – ни экономически, ни в военном плане. К тому же население абсолютно не поддерживает войну в отличие от той же Украины, где общество в течение многих лет морально готовилось к противостоянию с Россией.
В плане той же евроинтеграции заметно, что тактика у наших стран в этом вопросе разнится. Киев очевидно, как минимум, морально ставит себя выше всех остальных кандидатов в Европейский союз, в том числе и Молдовы, считая, что себя единственным, кто защищает Европу с оружием в руках. И на полумеры идти не готов. Кишинев, напротив, более скромен в своих запросах и податлив. Наше руководство крайне лояльно восприняло идею Макрона о создании Европейского политического сообщества, которое многие эксперты сразу окрестили «параллельным Евросоюзом». И параллельным неслучайно – ведь пересечься с реальным ЕС, будучи в этой квазиорганизации, получится точно не скоро.
Киев такое совсем не устраивает – он согласен только на евроинтеграцию «без оговорок». Однако согласие Молдовы участвовать в таких вот инициативах, как ЕПС, естественным образом будет ослаблять позиции и Украины (ожидающей солидарности в поддержке жесткого курса «ЕС или ничего») и вносить негативную струю в отношения двух стран.
Есть еще непростая ситуация с беженцами. С первой волной мы худо-бедно справились, но если боевые действия перенесутся на приграничный с Молдовой области, проблема может приобрести совсем другой масштаб. И создать еще одно конфликтное поле, в том числе на уровне обществ.
Так или иначе, ко всем этим моментам стоит готовиться уже сейчас и продумывать варианты того, как найти баланс между поддержкой соседней Украины и своими собственным интересами.