Согласно свежим социологическим опросам, рейтинги Майи Санду и PAS продолжают падать. Парадоксальным образом снизилось и число тех, кто поддерживает вступление Молдовы в Европейский союз
Кристиан РУССУ, RTA:
Правящей партии так и не удается перебить тренд на медленное, но неумолимое снижение своих рейтингов. По результатам нового социологического исследования, проведенного специалистами iData, PAS без помощи диаспоры не могла бы даже претендовать на лидерство в случае парламентских выборов, разместившись на второй строчке между Блоком коммунистов/социалистов и партией «Шор».
В то же время Майя Санду пока остается самым популярным политиком в стране, но в сравнении с маем потеряла еще несколько пунктов. А вот ее ближайший конкурент – посаженный под домашний арест Игорь Додон – свои позиции укрепил. Это можно трактовать и так, что население не очень-то уверено в оправданности обвинений, выдвинутых против экс-президента. Что после всех скандальных историй с преследованием Генпрокурора Александра Стояногло, сомнительной отменой муниципальных выборов в Бельцах и т.д. не особо удивляет.
Результат Санду, правда, выглядит почти превосходным, если посмотреть на показатели ее соратников по «правящей триаде» – Игоря Гросу и Натальи Гаврилицы – вообще находящиеся на уровне статистической погрешности.
На какие это наталкивает выводы? Стоит сразу оговориться, что все могло для правящей партии складываться намного хуже, будь у нее действительно дееспособная оппозиция. Основные конкуренты – либо слабы и безынициативны, либо овеяны флером коррупционных скандалов, либо и то и другое сразу. Да и вообще, социалисты с коммунистами уже, грубо говоря, «приелись» и не способны «возбудить» публику на протест или гражданское противостояние власти. Других крупных проектов тоже не предвидится. Пытающийся занять удобную центристскую позицию мэр Кишинева Ион Чебан в реальном столкновении показывает себя не лучше своих оппонентов из правящей партии, да и решение с платой за проезд в столичном общественном транспорте еще обязательно даст о себе знать.
С другой стороны, как ни крути, факт остается фактом – к двум высшим органам власти доверия у населения мало, а вопросов к их работе – много. Парламент последнее время стал пристанищем многих спорных законопроектов: о запрете георгиевской ленты, об информационной безопасности, читай диктатуре. Это не совсем то, что ждут люди в нынешних обстоятельствах. Про правительство и говорить нечего – в стране тяжелейшая социально-экономическая ситуация, совладать с которой пока не удается. Команда министров подспудно критикуется уже даже депутатами от PAS, а Игорь Гросу, можно сказать, открытым текстом анонсировал в ней перестановки в недалеком будущем.
Третий важный момент – институт президентства во главе с Майей Санду остается стержневым элементом всего правления PAS. Но это достигается высокой ценой. По сути, президент «отрезана» от всех токсичных тем, которыми приходится заниматься Гросу и Гаврилице – отсюда и ужасающие рейтинги последних, в то время как самой Санду отдан благодатный сейчас сектор внешней политики. Также президент взяла на себя роль наиболее нейтрального спикера, особенно в сравнении с председателем парламента. Проблема в том, что это уже не очень работает. Отговорки Санду про то, что об очередном беспределе она узнала из СМИ, не спасают от общественного негодования, которое раздражено оторванностью лидера страны от внутренних дел.
И четвертое. У правящей партии сейчас на руках натуральный прорыв в процессе евроинтеграции – гораздо более крупный, чем Ассоциация с ЕС, которую с помпой отмечали в 2014 году. Теперь мы вроде как получили настоящую перспективу членства с новыми возможностями использования европейских финансовых фондов и экспертной помощи, с совершенно иным вниманием институтов и руководства Евросоюза, а также стран-членов.
Однако этот «прорыв» парадоксальным образом не отразился благоприятно на уровне поддержки населением вступления в ЕС, который продолжает падать даже сейчас, несмотря ни на что.
Вероятно, дело в том, что на этот раз Брюссель, словно извиняясь за форс-мажорное наделение статусом кандидата Молдовы и Украины в обход всех правил и требований, не особо скрывает того, что акция это была чисто символическая. Еще более ярко эта идея подается в крупных европейских СМИ. Многие политические обозреватели безо всяких купюр называют предоставленный статус «пустышкой». Все понимают и не особо скрывают, что с новым статусом Молдова не приблизилась к ЕС – до реального присоединения к Союзу все равно требуются десятки лет. То есть по факту для рядового гражданина действительно ничего особенного не произошло.
Но куда хуже, что другой причиной такой реакции общества может быть то, что само правление PAS дискредитирует процесс евроинтеграции в глазах населения. Ведь именно на европейских лозунгах партия пришла к власти, и именно на них же терпит провалы, один за другим. «Путь в ЕС» лежал в основе наступления «хороших времен», быстро превратившихся из громкого лейбла в издевательский мем. Люди все больше ощущают себя в центре очередной аферы – «истории успеха 2.0», безотносительно того, насколько это близко к истине. Правящей партии было бы лучше подумать, как убедить граждан в том, что это ощущение – ложное, а свет в конце туннеля все-таки есть, просто сам туннель очень уж длинный. В противном случае, в недалеком будущем вести Молдову по пути евроинтеграции будет уже другая команда.