Виктор ЕНИ
К первой годовщине своего правления партия власти подходит с печальными результатами и закрепившимся за ней статусом главного виновного во всех бедах страны
Год назад партия «Действие и солидарность» победила на досрочных выборах в парламент. ПДС набрала 52,8% голосов избирателей, получив 63 мандата в новом законодательном собрании. До конституционного большинства не хватило буквально нескольких процентов, однако даже такой уверенный результат позволил партии сформировать единоличное большинство, назначить собственное правительство и приступить к политическому освоению страны.
Выступая на отчетной пресс-конференции, лидеры партии признали, что год правления ПДС оказался далеко не таким, как ожидало население страны. Вместе с тем партийные функционеры призвали избирателей все-таки проявить терпение, чтобы увидеть постепенный переход от кризисного правительства к правительству роста. К концу лета действующий кабинет министров обещает инициировать меры поддержки населения, в том числе повышение заработной платы и социальных пособий.
Наряду с этим фронтмены ПДС уверенно заявляют, что геополитические скитания Молдовы наконец-то завершились, и наша страна прочно закрепилась в ценностном и цивилизационном поле Европейского Союза, ориентируясь на западную демократическую модель государственного развития. Получение статуса страны-кандидата – равно как и сам процесс европейской интеграции – становится абсолютно необратимым.
Этот условный год был далеко не прост для партии власти. Ей пришлось столкнуться с серией сложных и беспрецедентных кризисов, часть из которых, конечно, нынешние менеджеры ПДС спровоцировали собственноручно. Не обошлось и без кадровых скандалов, эхо которых доносится до сих пор. Непродуманные и непроработанные управленческие решения нанесли серьезный удар по репутации партии и президента. Чего только стоит эпопея со смещением с должности главного прокурора страны, которой заинтересовался даже Европейский суд по правам человека.
Прошлогодние парламентские выборы, скорее всего, были пиком популярности партии «Действие и солидарность» и лично президента Майи Санду. Впоследствии данные как закрытых, так и открытых социологических опросов стали указывать на устойчивую тенденцию падения рейтинга партии власти и главы государства. В результате на текущем этапе по совокупным показателям партии левого толка пользуются большей поддержкой чем проевропейские политформирования.
Оппозиция использовала «годовщину» для резкой критики власти и выступления с требованием к правительству Натальи Гаврилицы подать в отставку. Итоги двенадцати месяцев пребывания ПДС «у руля» представители оппозиционных сил оценивают как наглядное проявление профессиональной некомпетентности, а нынешнюю правительственную команду как одну из самых слабых за всю историю Молдовы. С такой позицией отчасти можно согласиться, поскольку очевидно, что не все министры и чиновники высокого ранга справляются со своими обязанностями. Поэтому по истечении года кадровые перестановки в кабмине практически неизбежны, в том числе из-за того, что противоречия внутри правящей команды начинают постепенно выплескиваться наружу.
Нельзя не учесть, что практически с октября прошлого года страна живет в режиме нескончаемого чрезвычайного положения из-за неспособности правительственных управленцев заблаговременно принять эффективные решения и не допустить состояния перманентного кризиса и растущего числа вызовов и рисков. В итоге на сегодняшний день мы имеем стремительный рост стоимости продовольствия и топлива, кратное увеличение цен на природный газ, а годовая инфляция в июне достигла 31,83%, уверенно удерживая нас в «лидерах» среди всех страны Европы.
Вооруженный конфликт в Украине стал одним из наиболее сильных вызовов и серьезным испытанием для Молдовы. Здесь стоит отметить, что, несмотря на ограниченность ресурсов, отсутствие опыта управления подобными ситуациями и международной поддержки в первые месяцы, кризис беженцев власти преодолели более или менее успешно.
Глубокий геополитический разлом, возникший в результате событий в Украине, стал катализатором для другого значимого достижения – получения статуса страны-кандидата на вступление в Европейский Союз. Реализация этой важной цели потребует серьезных усилий, квалификации, профессионализма и готовности общества к кардинальным изменениям. И опыт второстепенной по своей значимости реформы высшего образования уже показал, насколько сложным будет этот путь.
Критикует ПДС не только левая оппозиция, но и бывшие коллеги из числа проевропейских сил. Главная претензия – действующие власти не реагирует на конструктивные предложения бывших соратников и полностью изолировалось от мнений сторонних специалистов. Видимо, политический эгоизм ПДС, правительства и Майи Санду в итоге приведет их к политическому одиночеству, хотя, совершенно очевидно, следующий состав парламента потребует коалиционного сотрудничества: повторить прошлогодний результат партии власти практически нереально.
Надо признать, ПДС угодила не в самый лучший исторический момент, и в конечном итоге все эти кризисы отразились на содержании работы правительства, которое с большим трудом остается на плаву. По истечении года, невзирая на преимущественно внешнее происхождение большинства острых проблем, за партией «Действие и солидарность» и назначенными ею чиновниками, тем не менее, прочно закрепился образ виновных во всех тех трудностях, которые приходится преодолевать молдавскому народу в последнее время.
Если такая тенденция сохранится, то ПДС станет популярнее в Вашингтоне и Брюсселе, нежели в самой Молдове. Хотя провалы властей влияют не только на их собственный имидж, но и на имидж западных партнеров, которые несут свою часть ответственности за действия молдавского руководства, оказывая им финансовую помощь и политическую поддержку, а также предоставив экзоскелет из широкого числа иностранных советников.
Подводя общий итог, можно признать, что обещанных ПДС «хороших времен» мы так и не увидели – напротив, времена стали хуже. Парламенту, правительству и президенту надо однозначно что-то менять, ведь передозировка единоличной власти начинает на них плохо влиять. Евроинтеграционный успех вряд ли может стать достойной заменой базовым потребностям населения, которое ожидает от власти в первую очередь более-менее стабильной жизни и ощутимых практических результатов. Если ситуация не начнет меняться к лучшему, то мы вполне можем увидеть реванш левых сил, очередное замораживание проевропейского курса, досрочные выборы или и вовсе полное политическое банкротство политических элит – а за ним и страны.