Антон ШВЕЦ
Последние политические скандалы, громкие отставки и государственные перевороты в мире продиктованы преимущественно экономическими причинами. Властям Молдовы также не удаётся справиться с кризисом, однако международные партнёры пока делают всё от них зависящее, чтобы заретушировать недостатки экономической политики правительства посредством, что называется, «вертолётных денег». Но надолго ли хватит их энтузиазма с учётом собственных проблем?
Торговая, санкционная и транспортная война западных государств с Россией негативно сказалась на состоянии глобальной экономики. Нарушение логистики, сложности с поставками сельскохозяйственной продукции, удобрений, сырья и оборудования спровоцировали рост цен и дефицит на беднейших рынках. Стремительное удорожание топливных товаров замедляет потребление и рост экономики, разгоняет инфляцию и, в конечном итоге, ведёт к недовольству населения и социальным конфликтам.
Волны протестов и противоречий уже смыли президента Шри-Ланки, многократно оскандалившегося премьер-министра Великобритании, премьеров Болгарии и Эстонии. Политический кризис поразил Италию, однако тамошний президент отставку главы исполнительной власти Марио Драги пока не принял.
Наше правительство крайне неумело управляет кризисной ситуацией, списывая все свои просчёты исключительно на военное положение в соседней Украине. Хотя во многом бедственное состояние молдавской экономики и населения объясняется недоработками и некомпетентностью властей.
Именно правительство в лице вице-премьера Андрея Спыну писало формулу расчёта стоимости российского газа, в результате применения которой за полгода ценник на кубометр для бытовых потребителей вырос практически втрое. На прошлой неделе НАРЭ утвердил тариф в размере 22,26 леев. При этом даже такая неподъёмная стоимость для населения всё равно не покрывает закупочные цены, что приводит к тарифным отклонениям и ухудшению финансового положения компании «Молдовагаз», просившей установить тариф в размере почти 30 леев. Т.е. государство в лице регулятора умудряется разрушать финансовую состоятельность газовой компании, не предоставляя, тем не менее, доступных цен промышленным и бытовым потребителям.
Не лучше обстоят дела с доступностью топлива. За последний год ценник на 92 и 95 бензин вырос на три четверти, на дизель – почти вдвое. В результате волнообразно растёт стоимость проезда в общественном транспорте, что провоцирует забастовки транспортных компаний и конфликты центральных властей с местными примэриями, в том числе в самом Кишинёве. Наряду с этим страдает сельскохозяйственная отрасль, зависимая от дешёвого топлива и оптимальной логистики.
Однако парламентская комиссия, с помпой созданная для расследования резкого скачка цен и возможной его связи с картельным сговором топливных компаний, рапортует о том, что всё в порядке – никакого сговора нет, заправочные станции в Молдове малоприбыльные, а цены – одни из самых низких в Европе (не упоминая при этом, что акцизные ставки тоже намного ниже, чем в странах ЕС и, соответственно, бюджет страны недополучает доходы).
Для этого года также характерна повышенная инфляция. С начала года она по потребительским товарам достигла 32%, по продуктам питания – 34%. Вместе с резким ростом стоимости коммунальных платежей (даже несмотря на весенне-летний сезон) многочисленные домохозяйства существуют в основном за счёт средств, которые переводят работающие за границей родственники.
Печальная ситуация в аграрном секторе связана с отсутствием спроса на ряд традиционных товаров – фруктов, овощей, консервов и вина, поставляемых на восточные рынки. Продукты, на которые существует стабильный спрос, например, зерно, продаются дешевле ввиду огромных расходов на логистику. Во многом неспособность стабилизировать ситуацию с экспортом пшеницы и разработкой концепции продовольственной безопасности повлияла на решение правящей партии отправить в отставку министра сельского хозяйства Виорела Герчиу.
Упорно продолжают циркулировать слухи о возможной ротации ещё 2-3 министров. Все эти тенденции, глобальные и локальные, ставят вопрос о качестве управления в критической ситуации, а также о способах выхода из тупика. Действующему руководству нужна, как минимум, передышка, которая позволит удержаться у власти, не заходя на очередной круг протестов или досрочных парламентских выборов.
Золотым стандартом для нашей власти в проблемных обстоятельствах является поиск способов привлечения внешних дотаций. В этом деле правящей партии, обладающей безграничной протекцией западных кураторов, попросту нет равных. Донорские страны даже создали платформу поддержки Молдовы – с инициативой выступили Германия, Франция и Румыния. На первой конференции в Берлине в начале апреля Кишинёв смог привлечь колоссальную сумму международных инвестиций – почти 660 миллионов евро, правда, преимущественно возвратных средств. В виде грантов было выделено 108 миллионов евро помощи. На состоявшейся несколько дней назад второй встрече доноров Молдова насобирала грантов на сумму 432 миллиона евро. Ещё почти 200 миллионов было оформлено в качестве кредитов. Только через эту платформу помощи Молдове правительство смогло привлечь весьма солидную сумму средств, грамотное использование которых могло бы стабилизировать бюджет страны, стимулировать потребление и инвестиции в реальный сектор. Например, только ФРГ выделяет 77 миллионов евро на обеспечение энергобезопасности, поддержку уязвимых слоёв и семей украинских беженцев.
Следует принимать во внимание тот факт, что правительство перестало нести существенные расходы по устройству многочисленных украинских беженцев, переложив их на аутсорсинг родственникам, местным работодателям и, прежде всего, международным организациям, среди которых Международный комитет Красного Креста и Международная организация миграции.
Ещё в середине весны, ссылаясь на ситуацию в Украине, правительство смогло договориться о резком увеличении поступлений по линии МВФ через расширенный механизм кредитования и финансирования – в общей сложности на 267 миллиона евро. Также правительство продолжает сотрудничество с программами и агентствами развития как универсальными (ПРООН), так и страновыми.
Все дополнительные расходы на перевооружение национальной армии и обеспечение безопасности границ также финансируются преимущественно из внешних источников.
Фактически международные партнёры делают всё от них зависящее, чтобы заретушировать недостатки экономической политики правительства посредством, что называется, «вертолётных денег». Тем не менее, насколько долго продлится их энтузиазм, учитывая внутренние проблемы, и сможет ли Молдова впоследствии слезть с этой иглы и самостоятельно управлять экономическими процессами – большой вопрос.