Владимир РОТАРЬ
Территориальные конфликты на планете искусственно «подогреваются» один за другим. Скоро настанет очередь Молдовы?
Нынешний год поистине становится временем глобальных потрясений. Той системе мироустройства, которая сложилась после крушения Советского Союза, впервые брошен прямой вызов. И хотя о наступлении многополярного мира говорят уже давно, только в этом году эта идея получила реальные шансы воплотиться в жизнь.
Драматические события, свидетелями которых мы имеем несчастье быть, были фактически предопределены. Единоличное господство коллективного Запада во главе с Соединенными Штатами в отсутствии конкурирующей коммунистической системы, на мой взгляд, для планеты благом не стало. Прежде всего, из-за своего радикальной несправедливости по отношению к тем, кто не был готов на правах безвольной и бесправной массовки вливаться в «демократическое сообщество», куда, кстати, сейчас так сильно стремиться наша страна. Двойные стандарты, применение силы везде, где вздумается, право устанавливать мировые правила игры – естественно, выгодные только себе – все это заложило фундамент той «революции», которая началась 24 февраля.
В войне в Украине Российская Федерация без сомнения выступает в незавидной роли агрессора. Но лежит ли вина в развязывании конфликта только на ней? Конечно, нет. Даже многие западные эксперты признают, что расширение НАТО на восток было большой ошибкой. Молодая российская демократия вместо протянутой руки дружбы увидела направленное на себя оружие в виде пояса стран, из которых строили «антироссии». Увидела, что никогда не сможет «вступить в западную семью» на правах равноправного члена. И после этого, в попытке обеспечить свое выживание, приобрела признаки авторитарности и начала готовиться к будущему неизбежному противостоянию.
Практика последних десятилетий показала, что США не готовы в принципе терпеть наличие на планете какой-либо сильной оппозиции себе. Да, есть примеры стран-ренегатов вроде КНДР и Ирана, которые осмеливались даже на пощечины Вашингтону – но они не способны глобально бросать вызов американской гегемонии. Россия и Китай – совсем другое дело. Первая, несмотря на потрясения 90-х, все еще обладает немалой военной мощью – в том числе является единственной страной на планете, способной физически уничтожить США – и огромными запасами стратегических ресурсов. Китай со своим гигантским населением и потенциалом также наращивает свои военно-морские силы, а кроме того претендует на экономическое и технологическое лидерство в мире. Все это создает сущностную угрозу господству США, которое они будут защищать всеми доступными способами.
Одним из них, очевидно, является провоцирование напряжения в зонах, крайне чувствительных для РФ и КНР. Для первой таковой является постсоветское пространство, шире – бывшего Восточного блока, которое во время распада СССР было обильно усеяно конфликтными семенами. Причем большинство из них проросли практически сразу.
Но другие вызревали десятилетиями, вроде Украины, которую Запад окончательно втянул в свою сферу влияния путем государственного переворота в 2014 году. После этого началась долгая подготовка Киева к будущему конфликту с Россией – модернизировалась украинская армия с помощью натовских инструкторов, пересылалось оружие и деньги на укрепление военной инфраструктуры. В итоге к войне Украина оказалась вполне неплохо подготовлена – в чем легко смогли убедиться кремлевские стратеги во время провалившегося первого этапа т.н. «спецоперации».
Втянуть потенциального геополитического конкурента в кровопролитный изнуряющий конфликт – как оказалось, наилучший способ его ослабить и в перспективе вовсе убрать из числа дееспособных соперников. Это дает повод спустить на него всю мощь подконтрольных международных финансовых институтов и организаций, своих союзников и стран-сателлитов, таким образом подвергнув страну глобальному остракизму. Как бы не хорохорились в России, последствия войны в Украине нанесли ей солидный урон, который чем дальше, тем больше будет чувствоваться. «Прелесть» украинского конфликта для США еще и в том, что он одновременно позволяет ослаблять другого потенциального оппонента – Объединенную Европу на основе Евросоюза, проект которой только-только начал «наклевываться» последние годы, особенно во времена президентства Трампа.
Тем не менее, война и санкции пока не стали смертельным ударом для России. Москва экономически адаптировалась, а в военном плане изменила тактику и начала одерживать победы. Хотя, даже захват всех желаемых украинских территорий все равно будет отчасти соответствовать интересам Вашингтона, так как они станут этаким «белым слоном» для РФ, да еще на долгий период закрепят режим антироссийских санкций, а, значит, и плохие отношения с большинством европейских стран.
При этом США готовы в нужный момент активировать буквально «по щелчку» и другие конфликтные зоны, что можно было легко наблюдать последние недели. Например, сербско-косовский конфликт. Для России, которая сейчас едва ли может существенно помочь Белграду даже в силу логистических причин, негативное развитие событий здесь угрожает потерей престижа, недовольством патриотических масс, а кроме того одной из немногих дружественных и не присоединившихся к санкциям стран в Европе.
В этом же ряду стоит и тайваньский сюжет, правда здесь уже мишень – Китай. КНР сейчас реализует амбициозную программу перевооружения и в горизонте ближайших пятнадцати-двадцати лет сможет выставить сравнимую с США или даже превосходящую военно-морскую мощь. Поэтому для Вашингтона так важно спровоцировать конфликт раньше этого срока, когда его можно будет вести с ощутимым перевесом. Как и в случае с Россией Китаю дополнительно угрожает вал санкций со стороны западных стран (причем эта угроза была озвучена публично), способных заметно притормозить его динамично развивающуюся экономику.
Ну а что постсоветское пространство? Здесь тоже подносят «зажигалку» сразу к нескольким «фитилям». Уже периодически полыхает в Карабахе, где расквартированы российские миротворцы. То есть ситуация чревата для России новой войной, особенно с учетом того, что Армения является членом ОДКБ. Можно заметить некоторые движения и в Грузии.
А есть еще наша страна со своим приднестровским конфликтом. Нельзя сказать, что его уже прямо явно размораживают, но тревожных признаков хватает, особенно если смотреть на них в совокупности и динамике. Взять, например, резко появившуюся потребность в модернизации вооруженных сил, на которые партнеры щедро дают десятки миллионов евро, а также отряжают поставки военной техники и оборудования. Из России тем временем лепят образ врага и «агрессора», о чем та же Майя Санду рассуждает, совершенно не стесняясь.
Больше всего беспокоит степень зависимости нынешних властей от своих покровителей. Без западной поддержки – финансовой и политической – нынешний режим попросту не выживет. И потому он вынужден подчиняться «рекомендациям» старших партнеров, даже тем, которые, мягко говоря, далеки от наших национальных интересов.
А теперь спросите себя: если наш территориальный конфликт начнут поджигать извне, сможет ли нынешнее руководство этому хоть как то воспротивиться? В этом плане особенно показательна недавняя тайваньская история, когда для совершения провокации США попросту проигнорировали мнение местных политических элит, боявшихся реакции Китая и пытавшихся уклониться от визита спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси. И, думается, в нашем случае все будет примерно так же.
Когда же начнут поджигать Молдову? Мой прогноз – обострение на нашей территории может начаться уже ближайшей осенью, особенно если Россия начнет двигаться в одесско-николаевском направлении. Сценарии могут различаться – это и разрешение на превентивный удар по левобережью со стороны Украины, и санкционирование входа румынских войск для «защиты» молдавской территории. Но в любом случае ничего хорошего они нам не сулят. Пора понять, что для Запада Молдова – лишь одна из разменных пешек, как и наш восточный сосед. А нынешний режим только потворствует тому, чтобы нас отдали на «съедение» во имя чьих-то геополитических интересов.