Сергей ЧЕБАН
Политическая осень в Молдове ожидается горячей: против PAS мобилизуются не только левоцентристские силы, лояльные к России, но и внесистемные партии и даже бывшие «проевропейские» соратники. Это значит, что мы увидим немало антиправительственных выступлений ближайшие месяцы, но есть ли у них шанс сменить политический режим в стране?
Открытие осенне-зимнего политического сезона в Молдове сопровождается настойчивыми попытками прокачать протестные настроения в обществе. Их происхождение имеет как внутреннюю, так и внешнюю природу, причём в этом плане ведущую роль играет Москва. В РФ уже не особо скрывают своих целей и, откровенно говоря, бросают вызов молдавскому руководству, которое, впрочем, и само не выказывает никакого стремления к нормализации двусторонних отношений.
За последние две недели Россия отправила в адрес нашей власти немало критических стрел и обвинений, а вчера и вовсе совершила массированный медиа удар. Речь идёт о «предупредительном» интервью представителя Москвы в приднестровском урегулировании и «тревожных озабоченностях» МИД РФ по поводу поставок оборудования для Национальной армии. Отдельно обращает на себя внимание токсичный журналистский материал в одном из ведущих федеральных СМИ, который можно расценивать в качестве «удара прямой наводкой» по Майе Санду, чего ранее Кремль себе не позволял.
Ответ на вопрос, почему всё это происходит именно сейчас, очевиден. Лето закончилось, впереди – холодный сезон. Экономические проблемы, усугублённые последствиями пандемии коронавируса, никуда не делись. Тяжёлая ситуация в сельском хозяйстве, которая стала ещё острее после того, как Россельхознадзор ввёл ограничения на поставки из республики. Ну и, наконец, энергетический фактор, который стал основной движущей силой волны нестабильности. «Молдовагаз» готовится запросить у НАРЭ очередное повышение тарифа, что даст ещё больше «топлива» для митинговой активности населения. То есть, наступает подходящая пора для создания идеального общественно-политического шторма в стране.
Мобилизуются не только лояльные Москве лидеры и политические силы, но и внесистемные партии, и бывшие соратники PAS, которые в течение года в основном занимали молчаливо-наблюдательную позицию. Кое-кто из них вчера вспоминал, как 7 лет назад все в едином порыве спровоцировали многотысячные митинги в попытке вырвать страну из удушающих объятий Демпартии и лично Влада Плахотнюка. После многолетней борьбы, которая вроде как закончилась победой «сил света», мало кто ожидал услышать «душераздирающие» откровения Андрея Нэстасе, который винит себя в том, что привёл к власти таких людей.
Проводить параллели с режимом Плахотнюка и апеллировать к историческим успехам политтехнологически, наверное, правильно. Однако надо быть всё-таки реалистами: сместить PAS с политического олимпа так просто вряд ли удастся. При всех проблемах и кипе ошибок правящая партия все ещё пользуется достаточно серьёзной поддержкой избирателей и, что главное, полным доверием западных столиц.
Вряд ли, кроме фантазирующих социалистов с коммунистами, кто-либо всерьёз верит, что действующую власть можно свергнуть в результате наспех согнанного всенародного бунта. Тем более что руководство страны не находится в плену иллюзий, допускает возможность массовых акций протеста и вполне готовится к ним. К примеру, чтобы сбить растущий градус напряжения в обществе, парламентское большинство с президентом, видимо, готово пожертвовать несколькими фигурами и выпустить пар народного недовольства благодаря отставке нынешнего правительства. Не случайно последние дни в соцсетях курсируют слухи о кандидатуре Дорина Речана как преемника Натальи Гаврилицы. Такие инфобросы, конечно же, больше смахивают на контролируемые властью «сливы», чтобы замерить уровень социального запроса на замену кабмина.
Основная же борьба развернётся не осенью, а на местных выборах в следующем году, которые помимо прочего станут полигоном для обкатки растущих как грибы политических проектов и всякого рода движений и партийных альтернатив. И только итоги этого электорального забега покажут реальные предпочтения избирателя, насколько он устал от партии власти и готов ли он в принципе, невзирая на всё происходящее, давать шанс другим политикам попытаться что-либо изменить.
Сложившееся на сегодняшний день единовластие в стране возлагает всю полноту ответственности за ситуацию в стране на партию «Действие и солидарность». Кроме того, известно, насколько неохотно, если не сказать принципиально отрицательно, PAS относится к сотрудническому с другими партийными и общественно-политическими структурами. Поэтому фактически весь политический спектр страны станет оппонентом действующей власти на предстоящих местных выборах. Даже если эта разношёрстная компания не выступит единым блоком, то уж точно проявит максимум солидарности в плане критики парламента, правительства и президентуры. Помимо этого предстоящий электоральный цикл покажет, как именно поведёт себя PAS: удержится ли от соблазна задействовать административный ресурс, будет ли готова в принципе к fair-play как при организации предвыборной кампании, так и непосредственно при проведении голосования.
Рейтинг власти тем временем находится в фазе затяжного кризиса согласно открытым и особенно закрытым соцопросам, которые указывают на дальнейшее падение и рост популярности оппозиционных и особенно популистских партий. Поэтому, чтобы проредить стройные ряды недовольных власти, скорее всего, придётся всё-таки решиться на ряд превентивных и радикальных мер, в том числе и запрет той же партии «Шор», которая позиционирует себя в качестве локомотива народного протеста. Также не исключено и силовое подавление отдельных очагов «всенародного неповиновения». Первой на очереди, вероятнее всего, будет Гагаузия, куда уже показательно вводились силы быстрого реагирования. С тех пор отношения между Кишинёвом и Комратом лучше не стали, скорее, наоборот, что повышает риск открытого конфликта региона с центром.
Такова ситуация на сегодняшний день. В ней ещё слишком много переменных и неизвестных, чтобы спрогнозировать более-менее близкую к реальности картину того, насколько сильно «раскачается» внутренняя ситуация в Молдове. Важным фактором будет и тактика Москвы, насколько она готова поддержать антиправительственные протесты, и если да, то хватит ли у неё сил и ресурсов, чтобы довести их до критических для власти показателей. Не менее значима в этой игре позиция Киева, для которого падение прозападной власти в соседней стране и усиление политического влияния Кремля является серьёзным вызовом, прежде всего, с точки зрения безопасности и эрозии проукраинской солидарности в регионе.