Виктор ЕНИ
Повышенное внимание Запада к укреплению национальной армии и к обороноспособности Молдовы в принципе явно выходит за рамки обычной поддержки
Итак, Москва пересекла очередную красную линию. В переговорах с Киевом – достигнута точка невозврата, слабые надежды на дипломатию фактически остались позади. А вот дальше – рост эскалации, почти непредсказуемый, поскольку может разрастаться по совершенно разным траекториям. В том числе, например, в сторону западных границ Украины, чтобы вплотную подойти к зоне ответственности НАТО.
После решения Кремля аннексировать новые территории Владимир Зеленский демонстративно подписал заявку об ускоренном вступлении Украины в Североатлантический альянс. Умеренную реакцию на это Запада, высмеянную российскими экспертами, нельзя рассматривать в качестве завершенной реакции. Как минимум, сам факт того, что именно генсек НАТО стал выразителем общей позиции западных столиц Москве стоит воспринимать максимально серьезно, равно как и вероятность еще более плотного вовлечения блока в украинский кейс.
Буквально спустя несколько дней порядка десяти стран, связанных преимущественно с Вашингтоном и Лондоном, коллективно выступили в поддержку вступления Украины в альянс. Заодно вспомнили про решение Бухарестского саммита НАТО в 2008 году о будущем членстве Украины, в ходе которого, как известно, даже высказывались намерения предоставить Киеву План действий по членству. США хоть и не подписали эту декларацию, но на уровне главы Пентагона повторили готовность оказывать всяческую помощь вне зависимости от хода развития конфликта с Россией.
Наши власти тоже очень рассчитывают на помощь Вашингтона и, особенно, Брюсселя, чтобы смягчить удушающую хватку экономического и энергетического кризисов. Побывавший у нас в гостях на прошлой неделе Европейский комиссар по бюджету и администрированию Йоханнес Хан, увы, не привез ничего обнадеживающего. Если первые месяцы войны в Украине многозначительные слова европейских чиновников еще вселяли оптимизм, то спустя полгода похвальные речи, не подкрепленные финансовыми стимулами, вызывают лишь нескрываемое раздражение. Хотя ничего удивительного в этом нет: Евросоюз сосредоточен на своих внутренних проблемах, и главная забота еврокомиссаров прямо сейчас – как пережить грядущую зиму. А кандидаты в ЕС, по всей видимости, должны доказать умение самостоятельно выходить из кризисов, не оглядываясь все время на Брюссель.
Зато на укрепление обороноспособности Молдовы европейские партнеры денег не жалеют. Каждый раз нам обещают помощи все больше и все разнообразнее. После общения с Ханом Майя Санду объявила, что в следующем году наша страна получит финансовую поддержку от Европейского фонда мира. Она пойдет на укрепление боеспособности национальной армии, а также на ускорение модернизации сектора безопасности и обороны.
Вообще молдавская армия сейчас пользуется самым повышенным международным вниманием за всю свою историю. К примеру, на прошлой неделе с однодневным визитом у нас побывали сразу два министра обороны: Василе Дынку (Румыния) и Кристин Альбрехт (Германия). Переговоры с румынским министром не привлекли особого внимания прессы, так как были посвящены общим вопросам сотрудничества и региональной ситуации. С Берлином же перспективы военно-оборонительной кооперации выглядят более захватывающе. Ожидается, что в ближайшее время в Кишиневе пройдет раунд консультаций между министерствами обороны Молдовы и Германии, где планируется поразмыслить над совместными проектами. Помимо этого, как уверяет Альбрехт, Германия предоставит нам военные дроны и другое оборудование. Готовы немцы помогать и с обучением наших военнослужащих. Так, уже в этом году около 500 солдат национальной армии прошли «стажировку» в ФРГ в таких областях как логистика, геодезия, артиллерия, медицинская помощь и т.д.
Все это добавляется к уже выделенным 40 миллионам евро от ЕС, которые пойдут на совершенствование системы защиты от кибератак, закупку беспилотных летательных аппаратов, нелетального военного снаряжения и других элементов тылового обеспечения. А еще в начале сентября Соединенные Штаты выделили более миллиарда долларов восточноевропейским странам, находящимся в зоне риска российско-украинского конфликта, для укрепления своего оборонительного потенциала. Молдова – в их числе.
То есть в принципе никто уже особо не скрывает, что наша страна наряду со всеми ведет активную работу по перевооружению и переподготовке. Майя Санду призывает нас быть готовыми к обороне от российского вторжения, так как существует большой риск нарушения молдавского нейтралитета и втягивания в военный конфликт.
Как утверждают эксперты, дальнейшая эскалация конфликта в Украине практически неизбежно приведет к росту вовлеченности НАТО. При этом совершенно нельзя исключать, что Вашингтон уже проводит закрытые дипломатические консультации, чтобы обеспечить общий консенсус между всеми 30 членами Североатлантического альянса о запуске процедуры принятия Украины в блок или предоставлении статуса кандидата, чтобы вынудить Москву остановиться. В данном случае риски несравненно выше, но пример с кандидатством в ЕС говорит о том, что Запад готов пренебрегать принципами в угоду геополитических интересов.
Для нас не столько важно, что именно уготовили Украине, дабы удовлетворить ее потребности в сфере безопасности. Куда важнее понять, что ждет Молдову в таких обстоятельствах. Если исходить из практики еврокандидатства, то, скорее всего, решение будет приниматься в одном пакете, и никто не будет всматриваться в молдавскую специфику, конституцию, нейтралитет и приднестровский фактор. По всему видно, что гармонизация со стандартами НАТО и переобучение наших военных идет полным ходом, а нам лишь постфактум сообщают об этом, да и явно лишь самые минимальные подробности. Возможно, кого-то сильно удивил и даже встревожил недавний визит в Кишинев заместителя помощника генерального секретаря НАТО по политическим вопросам и политике безопасности. Но надо привыкать к мысли, что опека над нашим региональным пространством, в том числе и над Молдовой, будет только нарастать, а визиты натовских чиновников в скором времени станут обыденностью.