Антон ШВЕЦ
Уничтожение критической инфраструктуры Украины оказывает непосредственное негативное влияние на энергетический сектор Молдовы
С начала недели территория Украины подвергается массированным обстрелам российским высокоточным вооружением морского и сухопутного базирования, а также беспилотников. Основная цель ударов (хотя имели место прилёты около гражданских объектов) – энергетическая инфраструктура, прежде всего, тепловые электростанции в отдалённых от России регионах страны.
Несмотря на последовавшие заявления о том, что обстрелы носят предупреждающий характер и, значит, не будут проводиться системно, украинской энергосистеме нанесён ощутимый ущерб. В среду утром министр энергетики Украины рассказал о повреждении трети энергетической инфраструктуры. Безусловно, восстановление этих объектов будет проводиться максимально быстрыми темпами, но, к примеру, во Львовской области говорят о тотальном разрушении двух теплоэлектростанций и о том, что на их реконструкцию потребуются месяцы.
С учётом того, что Россия контролирует крупнейшую в Европе Запорожскую атомную электростанцию в Энергодаре, которая со вчерашнего дня отключена от украинской энергосистемы обеими сторонами (ранее решением правительства РФ она была передана в российскую собственность), в Украине ощущается серьёзный дефицит генерации электроэнергии. Происходят веерные отключения, локальные блэкауты (в том же Львове). Остановка многих крупных промышленных предприятий не компенсирует снижение производства электричества.
Ранее такие проблемы балансировались за счёт поставок из Беларуси, но в нынешних обстоятельствах ожидать помощи не приходится. Поэтому ещё в понедельник Украина полностью прекратила продажу электроэнергии в страны Европейского союза. По факту, пауза на неопределённый срок взята и в поставках электроэнергии в Молдову. На практике это означает, что исполнение обязательств ДТЭК «Энерго» Рината Ахметова по поставке 33% молдавского потребления сорвано.
Мгновенного критического эффекта для Молдовы произошедшие события не спровоцировали. Возникший дефицит был оперативно компенсирован за счёт наращивания поставок с находящейся в Днестровске «Молдавской ГРЭС», контролируемой властями Приднестровья и российской Интер РАО. Условия сделки не ясны. Даже если предположить, что мы будем оплачивать эти дополнительные (не предусмотренные контрактом) поставки, в чём есть сомнения, в денежном эквиваленте это обернётся существенной экономией, поскольку энергия МГРЭС дешевле украинской.
Тем не менее, это не освобождает власти от головной боли. Так, для дополнительной энергогенерации станция в Днестровске запросила 0,9 миллиона кубометров газа ежесуточно (ровно 1/6 часть от ежедневно поставляемых ПАО «Газпром» объёмов, которые и так снизились по причине проблем с транзитом через территорию Украины).
АО «Молдовагаз» был вынужден эти объёмы предоставить. Они не станут долгом правого берега, поэтому финансово Молдова снова выигрывает. Но при этом потребление газа на контролируемой конституционными властями территории пришлось дополнительно сокращать. Уже подтверждена информация о том, что ключевая кишинёвская ТЭЦ-2 (Sursa-1) перешла на смешанный топливный цикл – с максимальным использованием мазута. Здесь уже неизбежны дополнительные расходы на закупку и транспортировку сырья и ущерб экологии столицы.
Зимой правому берегу потребуется и российский газ, и приднестровская электроэнергия. Как власти будут выкручиваться из этой ситуации, прогнозировать рано, поскольку остаётся вероятность как увеличения (до предусмотренных контрактом) объёмов поставок ПАО «Газпром» транзитом через Украину, так и постепенного восстановления энергетической инфраструктуры самой Украины. В ближайшие дни правительство будет наблюдать за ситуацией.
С другой стороны, обстановка может серьёзно ухудшиться, если продолжатся удары по генерирующим предприятиям Украины и/или ПАО «Газпром» реализует свою угрозу по прекращению поставок после 20 октября из-за проблемы исторической задолженности правого берега, аудит которой власти откровенно саботируют по непонятным причинам.
Электроэнергия румынского производства в таком случае, скорее всего, станет единственной альтернативой, поскольку в соседней стране налажена генерация с широким использованием атомных и гидроэлектростанций. Инфраструктура доставки электроэнергии высокой пропускной способности из Румынии также в наличии, но частично проходит по территориям Украины и приднестровского региона. Проблема состоит в стоимости такой электроэнергии. Например, выпавший объём из Украины, который мы с 14 октября начнём приобретать в Румынии, будет закупаться по цене почти в полтора раза выше, чем у МГРЭС, и на порядок выше, чем у Украины. Кроме того, не исключено, что расплачиваться придётся в валюте, что также может создавать инфляционное давление.
В условиях высокого уровня потребления в зимний период и значительной стоимости газа потребители могут оказаться в критическом положении. Средств, заложенных в бюджет и привлечённых посредством донорского финансирования, окажется явно недостаточно для выплаты компенсаций наиболее незащищённым слоям населения.
В этой ситуации отсутствие достаточных переговорных навыков серьёзно мешает команде Майи Санду. Если с левым берегом Днестра ещё получается договариваться посредством угроз, поскольку Кишинёв сейчас полностью контролирует торговый оборот региона, то с Москвой нужно научиться говорить в деловой тональности и без истерик. Вызывает сомнения, способна ли на это глубоко идеологизированная партия власти.