Сергей ЧЕБАН
Несмотря на заявления молдавских чиновников о неизбежном выходе из СНГ, это вряд ли произойдёт скоро: геополитические обстоятельства будут вынуждать власти и дальше «сидеть на двух стульях», как минимум, до наступления ясности в российско-украинском конфликте
Полемика вокруг дальнейшего пребывания Молдовы в СНГ не утихает с весны прошлого года. Повсеместные разговоры о том, что нужно ставить ребром вопрос о выходе из состава этой организации, начались одновременно с военными действиями России против Украины. Тем не менее, надо признать, что и до этого наша страна сокращала своё участие в делах Содружества, урезала взносы по некоторым программам, неоднократно отказывалась от крупных мероприятий. К примеру, был забракован намеченный на этот год проект межгоспрограммы «Культурные столицы Содружества» в Комрате. Буквально в начале 2023 года Министерство внутренних дел отозвало своего представителя в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью на территории государств СНГ.
Чем бы ни завершились события в Украине, очевидно, что в дальнейшем Молдове будет практически невозможно находиться в одном политическом поле с Россией. Движение страны по пути евроинтеграции параллельно с пребыванием в составе крупной региональной организации с ведущей ролью Кремля в принципе является геополитическим диссонансом и порождает много вопросов о политической искренности молдавского руководства. Ранее со стороны PAS и других влиятельных политиков звучали разные заявления по поводу СНГ – от самых резких до более или менее умеренных. Однако «средней температурой по больнице» можно считать высказывание Майи Санду, что власти выберут подходящий момент для выхода из СНГ, «когда мы достигнем достаточного прогресса на европейском пути».
Сторонники прагматичного подхода к СНГ говорят о нескольких серьёзных последствиях, с которыми может столкнуться Молдова в случае резких и необдуманных решений. В частности, речь о безвизовом режиме и зоне свободной торговли в рамках Содружества. Кроме того, самой опасной и непредсказуемой может стать реакция Москвы, которая сейчас вообще способна на что угодно. Намедни председатель комитета Госдумы по делам того самого СНГ открыто пригрозил нашему президенту распадом республики, если она будет «заигрывать» с НАТО.
Бытует также мнение, что выход из СНГ обернется потерей тысяч рабочих мест в Молдове, а также утратой рынка, генерирующего выручку молдавских предприятий в размере 50 миллионов долларов. Как известно, на СНГ приходится не более 25% товарооборота Молдовы, что, впрочем, немало. По утверждениям нашего Минсельхоза, разрыв связей с содружеством стал бы ещё одной сложной проблемой. Сейчас более полусотни предприятий экспортирует свою продукцию в Россию, Беларусь, Казахстан и другие страны. Для примера, 70% молдавских яблок поставляется именно на рынок СНГ.
Можно вспомнить, что первые идеи о том, что Молдове надо покинуть ряды СНГ, возникли ещё в далёком 2009 году, в период первой волны прозападных правительств и альянсов за европейскую интеграцию. С того момента немало было сказано о дальнейшем пребывании в Содружестве, но, главное, никто так и не решился сделать окончательный шаг. В принципе такое поведение вполне характерно для наших элит, которые редко осмеливаются принимать самостоятельные серьёзные решения и стараются балансировать до последнего.
Яркий тому пример – позиция главы МИДЕИ Нику Попеску. С одной стороны он грозно заявляет, что наша страна не видит «значимых» для Молдовы процессов в СНГ, из-за чего Кишинёв утратил какой-либо интерес к этой структуре. С другой –уже более полугода публично рассказывает о том, что МИДЕИ и другие министерства анализируют документы, подписанные в рамках СНГ, чтобы понять, какие из них нужны, а какие – не очень. Главное, чтобы через какое-то время в руководстве страны не оказался очередной Додон, который на протяжении четырёх лет, несмотря на официальную позицию правительства, будет флиртовать с Москвой и СНГ, выставляя Кишинёв в качестве непоследовательного субъекта, запутавшегося в своей бесконечной внешнеполитической двойственности.
Ряд экспертов считают, что риски, связанные с нашим выходом из СНГ, несколько преувеличены. Минувший год показал, что со скрипом, но, так или иначе, Молдова может обойтись без прямых закупок российского газа. Кроме того, от зоны свободной торговли в рамках СНГ осталось практически только одно название и по факту для нашей страны – это «игра в одни ворота», поскольку по статистике мы больше импортируем товаров оттуда, нежели экспортируем. С определённой долей уверенности можно сказать, что Москва утратила былые энергетические и экономические рычаги влияния, поэтому власти могут ускорить сокращение своего присутствия в Содружестве и при должной подготовке практически безболезненно покинуть этот клуб постсоветских государств.
На заре 90-х многие элиты из бывших республик СССР ожидали, что на смену скоропостижно ушедшему в историю Советскому Союзу придёт новая прогрессивная модель, которая вдохнёт жизнь в разрушенные экономики и даст странам шанс для демократического развития. Однако отцы-основатели Содружества Независимых Государств, видимо, решили не утруждать себя созданием хорошо продуманной организации, что в итоге привело её в исторический тупик. Позже Москва пыталась предложить альтернативные интеграционные объединения (Таможенный и Евразийский союз) на смену «промежуточному» СНГ, но эти проекты так и не «взлетели».
Помимо прочего, для наших нынешних элит разрыв с Содружеством имеет и важную историко-политическую значимость, поскольку означает размежевание с «русским миром». Следует признать, что за 30 лет, невзирая на все попытки дистанцироваться от СНГ, связи с этой организацией и вообще постсоветским пространством крепко вросли в молдавское государство, общество и бизнес. Поэтому сейчас мы и наблюдаем так много суеты вокруг выхода из этой организации.
Существующие геополитические обстоятельства, скорее всего, будут вынуждать действующее руководство и дальше «усидеть на двух стульях», как минимум, до наступления ясности в российско-украинском конфликте. Поэтому официально власти будут и дальше демонстрировать своё прохладное отношение к СНГ, стараясь, где это возможно, постепенно «отпарывать» Молдову от общей «снговской ткани». В то же время экономические расчеты и политический прагматизм, вероятно, заставят Кишинёв сохранить своё номинальное присутствие в Содружестве, чтобы пользоваться имеющимися преимуществами членства в СНГ хотя бы на период региональной неопределённости.