Сергей ЧЕБАН
Последними недружественными заявлениями своих официальных лиц Москва, по сути, расчертила Молдове пресловутые красные линии: за дальнейшее движение в сторону НАТО, унири и жёсткой реинтеграции нашей стране угрожают крупными проблемами
Нарастание боевых действий в восточных регионах Украины в какой-то мере совпало с медийной активностью Москвы. Что немаловажно для нас, в речах российских чиновников снова замаячила Молдова. Всё это выглядит тревожно, и очень похоже на то, что нас тоже пытаются ввести в сложную геополитическую игру с абсолютно непредсказуемыми последствиями. Не зря всё-таки молдавская разведка, тесно кооперирующаяся со своими румынскими коллегами, предупреждала о том, что в феврале страну может ждать возможная атака, не уточняя при этом, в каком виде или форме.
Главной «сигнальной ракетой» стали недавние заявления главы МИД РФ Сергея Лаврова, который неожиданно сообщил, что наряду с Украиной и Молдову тоже вроде как готовят на роль «анти-России». Признаками этого он назвал избрание «достаточно специфическими методами» Майи Санду на пост президента, которая «всеми силами рвётся в НАТО». Обладая румынским гражданством, глава государства якобы готова не только к объедению с Румынией, но и на многое другое, интригует нас господин Лавров. Помимо этого он указал на то, что наши власти при поддержке Запада настаивают на выводе российских военных с левобережья Днестра и отказываются от возобновления работы формата «5+2», который, видимо, даёт возможность Москве вновь почувствовать себя в качестве «решалы» на одной из клеток постсоветской «шахматной доски».
В МИДЕИ возразили российскому чиновнику, категорически отвергнув столь недружественные комментарии, которые не соответствуют действительности и являются частью уже известной угрожающей риторики дипломатии РФ. В ведомстве напомнили россиянам, что жители Молдовы, независимо от политических или геополитических предпочтений, стремятся к миру, свободе и демократии, а Молдова четко выбрала свое будущее, и это будущее – «быть частью свободного мира».
Недоброжелательный месседж Лаврова состоит из трёх традиционных для Москвы компонентов: наращивание связей с НАТО и отказ от нейтралитета, воссоединение с Румынией, а также приднестровское урегулирование. Угрозы Кремля появились аккурат в тот момент, когда по всем трём вопросам начался определённый сдвиг в сторону, противоположную от интересов РФ и условного консенсуса, который лежал в основе постсоветской модели молдо-российских взаимоотношений. Очевидно, что в российской столице накопилось сильное раздражение на фоне всё более громких заявлений нашего руководства о планируемом усилении сотрудничества с североатлантическим альянсом и запросов западных образцов вооружения. Очевидно, негативно воспринимают там и качественный рост популярности унири, ну и замораживание «5+2» вкупе с усилением давления на Тирасполь через принятие закона, предусматривающего наказание за сепаратизм.
При всей откровенности пассажей Лаврова многое, как говорится, конечно же, скрыто между строк. Поэтому вслед за министром в информационном поле появились так называемые переводчики с «дипломатического на человеческий», включая самых разных российских экспертов-пропагандистов. Те начали вновь намекать Кишинёву на необходимость взвесить все за и против, трезво оценить региональную обстановку и всё-таки постараться придерживаться нейтрального статуса. Якобы только в таком случае у нашей страны ещё останутся шансы не попасть в воронку военно-политических событий и сохранить территориальную целостность, объединившись с приднестровским регионом.
На что особенно стоит обратить внимание в заявлениях Сергея Лаврова, так это на прямые параллели с Украиной, которая будто бы тоже не прислушивалась к воззваниям Москвы и «поплатилась» за проявленное своенравие. То есть для России, как и прежде, ни Киев, ни Кишинёв не вправе вести себя суверенно и субъектно. Поэтому любое их решение о сближении или присоединении к какому-либо военно-политическому союзу является серьёзным вызовом, на который Кремль будет реагировать жёстко и агрессивно.
То, что Москва в ближайшие годы собирается вести себя наступательно мало кого уже удивляет. Но проблема ещё кроется в том, что внутри страны нашему руководству особо-то опереться и не на кого. Внутриполитическое положение PAS с каждым месяцем становится всё более зыбким и незавидным. Понятно, что с этим явно что-то придётся делать, если правящая группа не желает так просто расставаться с властью. По-видимому, у наших властей практически не остаётся другого выбора, кроме как задействовать более радикальные политические методы, чтобы попытаться обратить вспять стремительно выходящую из-под контроля ситуацию в государстве.
Результаты последнего опроса неправительственной организации WatchDog, которую сложно заподозрить в связях с Москвой или олигархической оппозицией, проясняют несколько очень важных и тревожных тенденций. Например, становится очевидным, что партии власти, скорее всего, уже не стоит рассчитывать на монобольшинство по итогам следующих парламентских выборов. Руководство правительства даже не значится в десятке должностных лиц, которым население ещё хоть как-то доверяет. Кроме того, в пятёрку самых рейтинговых политформирований входят четыре партии, так или иначе, имеющих политическую связь с Москвой, при том, что электоральные перспективы проевропейских сил пока практически не просматриваются. Реформистская повестка PAS постепенно выбывает из числа самых важных тем для граждан, которые всё сильнее возлагают ответственность за свои социально-экономические и бытовые проблемы на конкретных правительственных чиновников. Кроме того, более половины населения не готовы защищать страну с оружием в руках в случае российской агрессии против Молдовы.
На фоне таких настроений в обществе заявления российских пропагандистов, включая Лаврова, вполне органичны и имеют шансы упасть на «благодатную молдавскую почву». Наверное, в Москве таким образом рассчитывают дополнительно подогреть ностальгические чувства в Молдове, а также вдохнуть силы и надежду в наше оппозиционное подполье, чтобы оно с удвоенной силой продолжало раскачивать действующий политический режим и бороться в предвкушении прихода российской армии.
Как отметил один из российских политологов, реальные проблемы у Кишинева могут возникнуть только в том случае, если Молдове будет дана отмашка двинуться в сторону Приднестровья и Гагаузии для их силового подавления, после чего наша страна якобы станет ещё одной горячей точкой на карте Европы. Совпадение это или нет, но на прошлой неделе вице-премьер по реинтеграции побывал в Грузии, чтобы ознакомится с грузинскими практиками и осуществить обмен передовым опытом в области политик по реинтеграции неподконтрольных территорий. Так что, судя по всему, наши власти более не реагируют на шантаж Москвы и продолжат следовать намеченным целям.