Вчерашние выступления президентов России и США почти не оставляют шансов миру избежать новой многолетней холодной войны. Молдове, расположенной на стыке интересов противоборствующих сторон, придётся нелегко, считают эксперты RTA
Сергей ЧЕБАН:
Как ожидалось, к своей первой годовщине российско-украинское противостояние подходит к промежуточной кульминации. Теперь ведущим политикам, экспертам, учёным и журналистам предстоит осмыслить итоги 12 месяцев войны в Украине и определиться с тем, чего ждать дальше и что можно предложить человечеству. Кризис идей, эскалация конфронтации и дефицит готовности к компромиссу ставит современный мир на грань очередного глобального кризиса.
Вчера в одной календарной точке пересеклись сразу три значимых эпизода – выступления американского и российского президента, а также презентация концепции глобальной безопасности Китая. Всё произошло фактически в годовщину открытого заседания Совбеза РФ, когда Кремль после провала российско-американских переговоров о гарантиях безопасности принципиально решил идти напролом и провести «специальную военную операцию».
Хронологически первыми на медийных просторах появились т.н. «Китайские принципы», которые предусматривают стремление международного сообщества к поддержанию мира и безопасности, а также глобальному развитию и процветанию. Инициатива направлена на устранение коренных проблем конфликтов на планете, улучшение управления в области всеобщей безопасности, поощрение совместных усилий для большей стабильности и определенности.
Речь Джо Байдена в Польше была лаконичной, но вполне конкретной. Глава Белого дома заверил граждан России о том, что Запад не собирается нападать на русский народ, но в то же время США не планируют прекращать военную помощь Киеву до того момента, пока Москва не прекратит агрессию. Последовали и угрозы Кремлю, что западные союзники сделают всё, чтобы РФ заплатила высокую цену за своё вторжение.
Выступление Путина, несмотря на массу пиар-вбросов, обошлось без каких-либо сенсаций. Путин не озвучил новых угроз Киеву, не намекал на новые наступления. На этот раз адресатом был исключительно Вашингтон, которого попытались впечатлить приостановкой участия России в ДСНВ, снова намекая, что ядерный компонент и боевые действия в Украине напрямую связаны.
Последовавшая за полуторачасовым докладом отмена указа президента РФ десятилетней давности о реализации внешнеполитического курса стала логичным следствием окончательного разрыва между Москвой и Западом. Фактически вчера Байден и Путин дали старт новой холодной войне с намерением вновь опустить «железный занавес» на европейском континенте. Таким образом, российская концепция общеевропейской безопасности «Европа от Лиссабона до Владивостока», по сути, потерпела крах.
Многие уже обратили внимание, что в отменённом указе были в том числе положения про урегулирование приднестровской проблемы на основе территориальной целостности Молдовы. Из чего делали вывод, что по этой теме могут быть изменения. Впрочем, аналогичные положения есть и в других фундаментальных документах, к примеру, межгосударственном договоре о дружбе и сотрудничестве. Сложно себе представить, что Москва сейчас вдруг решит выйти из этого соглашения. Но стоит ждать нового внешнеполитического указа Путина, который как-то изменит подходы Кремля к защите своих международных интересов, в том числе и на постсоветском пространстве.
В целом новая международная реальность почти исключает возможность для Молдовы балансировать между интересами великих держав. Самое оптимистичное, на что можно надеяться сегодня – что Вашингтон, Пекин и Москва всё-таки найдут в себе силы удержать глобальную ситуацию в относительно функциональном состоянии и не дадут миру свалиться в очередной крупный конфликт. Несмотря на длинный список взаимных претензий между крупными международными игроками, современный мир нуждается в поэтапной деэскалации и хотя бы в промежуточной, пусть даже «холодной», форме сосуществования.
Владимир РОТАРЬ:
Призраки новой холодной войны стали проявляться еще во второй половине нулевых. В 2010-х она уже практически оформилась окончательно, а в прошлом году «подарила» миру первую большую прокси-войну в Украине.
Вчерашние выступления президентов России и США, к сожалению, не оставляют особых шансов выйти на какой-то мирный трек. Путин продолжает свой крестовый поход против Запада, потрясая ядерной дубинкой, американцы выражают готовность бороться с РФ столько, сколько потребуется. Лишь Китай пробует выдвигать мирные инициативы, но сейчас они обречены на провал и поэтому, возможно, настоящий их смысл тоже лежит далеко не в миролюбивых посылах.
Разумеется, в такой накаленной обстановке хуже всего приходится тем странам, которые лежат на «геополитических разломах». Украина уже платит высочайшую цену за то, что стала разменной монетой в конфликте Запад-Россия. Другие страны региона тоже значительно пострадали: например, Беларусь обложена санкциями почти в той же степени, что и Россия, а Молдова испытывает жесточайшие социально-экономические неурядицы. Не говоря уже о масштабном кризисе безопасности.
С учетом того, что новая Холодная война еще отнюдь не подошла к своему «карибскому пику» и продолжит разрастаться, угрозы для нашей страны будут становиться более явными с каждым днем. Тем более что власти не делают ничего, чтобы и мы не оказались такой же «разменной монетой». Наоборот, правящий режим с удовольствием подыгрывает Западу, вовлекая республику как в украинские события, так и в целом в нынешнее геополитическое противостояние.
В прошлом году, повторюсь, это стоило нам многих внутренних катаклизмов, последствия которых наши граждане и экономика почувствовали более чем отчетливо. Чуть ли не «с корнем» обрываются энергетические связи с РФ, подавляются любые «пророссийские очаги»: партии, СМИ, русский язык, символика. Учитывая неоднозначное отношение населения к этим шагам, это только усилило внутреннюю турбулентность на фоне боевых действий в соседней стране.
Но главным риском, разумеется, остается приднестровская проблема. Пока ее удавалось сохранять в замороженном состоянии. Но в условиях глобального «холодного» конфликта риск возникновения новых прокси-войн кратно увеличивается, и, к сожалению, мы здесь стоим в ряду первых кандидатов. Конечно, сложно сказать, какова реальная стратегия Запада, какие у него планы на Молдову, и входит ли в них открытие «второго фронта» в Приднестровье. Но тот факт, что тема потенциальной гибридной агрессии РФ против Молдовы резко ворвалась в международную повестку дня, а нашего президента лично обхаживает главный мировой гегемон, наталкивает на очень тревожные мысли по поводу будущих событий.
Так что, пока великие державы не утрясут свои противоречия, нашей стране будет очень нелегко. Говорить о развитии и процветании, будучи в прифронтовой зоне, не приходится, и даже сохранение имеющегося статус-кво, возможно, будет непосильной задачей, если крупные игроки все-таки решили активировать Молдову в качестве еще одного поля для схватки.