Более пятнадцати лет официальный Кишинёв не признаёт независимость Косова и старательно межуется от этой темы. Однако сейчас по просьбе западных партнёров власти вынуждены согласиться с выдачей виз для поездок в Молдову обладателям косовских паспортов, что будет иметь свои последствия
Сергей ЧЕБАН, RTA:
На фоне разрушения общеевропейской безопасности, перспективы скорой пересборки которой особенно не просматриваются, наблюдается нездоровая динамика вокруг старых неурегулированных конфликтов. В таких условиях, когда геополитический нерв натянут до предела, сложно представить, что ещё осталось место для преодоления разногласий между непримиримыми соперниками. Тем не менее, с Балкан, точнее говоря, из Северной Македонии, которая ныне председательствует в ОБСЕ, идут обнадёживающие новости. Сообщается, что намедни Сербия и Косово пришли к некой «принципиальной договорённости».
Как заявил прессе Верховный представитель ЕС по иностранным делам Жозеп Боррель, несмотря на все разногласия, по итогам двенадцатичасовых переговоров в македонском Охриде под эгидой Европейского Союза было достигнуто соглашение о нормализации отношений Белграда и Приштины.
По всей видимости, американские и европейские дипломаты нашли нужные аргументы, чтобы убедить именно сербов пойти на уступки. Многие эксперты называют документ фактическим признанием независимости Косова и считают, что в случае его исполнения у Сербии не останется серьезных препятствий на пути в Евросоюз. Тем не менее, высказываются и осторожные опасения, что сам по себе факт подписания какой-то бумаги называть прорывом преждевременно. Тем более, в обеих столицах продолжают расходиться в оценках последствий нового соглашения. Косовский премьер Альбин Курти публично объявил, что оно означает фактическое признание Косова со стороны Сербии. А вот сербский президент Александр Вучич говорит, что вступление региона в ООН и другие международные организации невозможно, как и его признание, а цель документа – лишь уладить отношения между сербами и албанцами без претензий и конфликтов.
Скепсис объясняется и тем, что между Сербией и Косово уже было немало соглашений, точнее около тридцати, и большинство из них так и остались на бумаге. Один из самых свежих примеров – «сделка Трампа», когда в сентябре 2020 года Александр Вучич и тогдашний косовский премьер Авдулах Хоти в присутствии американского лидера тоже подписывали соглашения о «нормализации отношений». Что не помешало впоследствии их благополучно не выполнить и вернуться в привычное состояние конфронтации.
В феврале исполнилось 15 лет с момента, как Косово самопровозгласило себя независимым государством. С тех пор оно так и не добилось абсолютного международного признания, застыв в состоянии транзита. Надо отметить, что такая недовершённость довлеет, прежде всего, над американской администрацией, являющейся главным автором и спонсором косовской независимости. Может, и поэтому, с учётом всей геополитической тектоники, западная дипломатия хочет окончательно «развязать старые узлы» вроде Косова, чтобы они не отвлекали больше драгоценных времени и сил. Для очередного «рывка», как видим, отмобилизованы все внешнеполитические ресурсы. Не осталась в стороне и Молдова. Видимо, просьбы из Вашингтона и Брюсселя были настолько убедительны, что нашим властям не осталось ничего другого, как пойти навстречу союзникам, невзирая на все риски соприкосновения нашей страны с этой неудобной темой.
Речь идёт о законопроекте группы депутатов от PAS, предполагающем возможность выдачи виз обладателям паспорта Косово. Последние смогут получать электронные краткосрочные визы для участия в международных форумах, организованных Молдовой. Повод для принятия такого закона лежит на поверхности: 1 июня в Кишиневе пройдёт саммит Европейского политического сообщества, и Приштина, являющаяся его частью, тоже направит свою делегацию. Среди других аргументов, которые приводят народные избранники – изменение реальности на международном уровне и обеспечение права на свободу передвижения.
Специалисты неоднозначно оценивают эту инициативу, порождающую массу вопросов, на которые проект закона не даёт чётких ответов. К примеру, если планируется признавать косовские паспорта, то, скорее всего, придётся принимать в работу и другие документы, которые прилагаются с заявлением к пакету на получение визы. К тому же в законе ничего не сказано о дипломатических паспортах, а это уже практически прямой путь к установлению межгосударственных отношений с самопровозглашённым регионом.
Пожалуй, здесь можно посмотреть на самый релевантный для Молдовы опыт Украины, которая ещё в 2019 году решила работать с общегражданскими паспортами Косово для оформления виз. При этом вся регламентирующая документация была принята МИДом в закрытом режиме, дабы не создавать излишнего ажиотажа. Впрочем, украинским дипломатам позже всё равно пришлось объяснять, что эти консульские действия не имеют ничего общего с признанием Косова, а лишь призваны оптимизировать режим поездок в Украину для жителей края.
Как известно, Косово в основном не признали те страны, которые сами имеют сепаратистские регионы или неурегулированные на этой почве конфликты. Логично, что Кишинёв все 15 лет не утверждал статус Приштины из-за приднестровского вопроса, а наша дипломатия действовала максимально аккуратно в этом вопросе, чтобы не дать даже малейшего повода тираспольской администрации и нашим международным партнёрам усомниться в принципиальности своей позиции.
Увы, но если законопроект всё-таки протащат через парламент, то его исполнение неизбежно ослабит наши переговорные позиции в приднестровском урегулировании. А если Белград и Приштина на этот раз действительно подойдут к развязке своего давнего конфликта, то история с признанием косовских документов ещё больше ударит по нам. Ведь такое крайне несвоевременное вовлечение Молдовы в международную легитимацию сецессии Косова обязательно подхватят в Москве и Тирасполе, чтобы напомнить о своей идее «цивилизованного развода».
Есть ещё один интересный момент, на который следует обратить внимание. Так, спецпредставитель ЕС на Балканах Мирослав Лайчак после встречи делегаций Сербии и Косово в Охриде заявил, что принятие плана нормализации отношений между Белградом и Приштиной «сузит возможности России по вмешательству в дела региона». И пока наши власти неспешно работают над концепцией приднестровского урегулирования, параллельно заигрывая на чужой шахматной доске, нужно держать в уме и такой вариант: не захочет ли Вашингтон и у нас «развязать ситуацию» и перехватить инициативу у РФ, предложив Тирасполю очень выгодную тому формулу разрешения конфликта? И от неё, очевидно, просто так уже будет не отмахнуться.