Антон ШВЕЦ
Премьер-министр Польши приехал в Кишинёв, чтобы убедить молдавское руководство присоединиться к формируемой Варшавой оси «Польша-Румыния-Украина»
Вчера польский премьер-министр Матеуш Моравецкий посетил Молдову и встретился со своим коллегой Дорином Речаном. Политики подписали меморандум об энергетической безопасности и соглашение о сотрудничестве в сфере кибербезопасности, договорились увеличить число пассажирских рейсов из аэропорта Кишинёва, осуществляемых польской LOT, что очень кстати в условиях кризиса молдавских авиакомпаний и отказа ряда лоукостеров от предоставления услуг в нашей стране.
Одним из результатов встречи стало появление совместной политической декларации, в которой подчёркиваются «прочные исторические связи» двух народов, осуждается «необоснованная агрессия России против соседней Украины и последующая гибридная война против Молдовы» и выражается поддержка Варшавы Кишинёву в сфере безопасности и евроинтеграции. Как сказал сам Матеуш Моравецкий, Польшу и Молдову «объединила судьба Украины».
Такое выражение – вовсе не игра слов. В начале недели польский премьер тепло принимал в Варшаве президента Украины. Владимир Зеленский в польской столице сделал целый ряд резонансных заявлений, которые было бы трудно представить в период до горячей фазы российско-украинского конфликта.
Так, говоря об устранении исторических противоречий и взаимодействии Украины и Польши, Зеленский выразил мнение, что в будущем между этими странами не будет существовать никаких границ – ни политических, ни экономических, ни исторических. Что именно кроется за этими словами пока сказать сложно. Оценки экспертов диаметрально разнятся – от территориальных претензий Польши на области Западной Украины до намёков на будущую конфедерацию двух государств как новой редакции Речи Посполитой.
Как представляется, дипломатическая активность Варшавы в регионе продиктована не только национальными потребностями и историческими интересами в Украине. У поляков есть и важные геополитические задачи, ведь Европейский союз, особенно на уровне простых избирателей, демонстрирует усталость от украинского конфликта, подрывающую солидарность в финансировании и вооружении Киева.
Венгрия с самого начала войны отмежевалась от мейнстрима и проводит относительно нейтральную политику. Франция разрывается от внутренних противоречий из-за провального захода Эммануэля Макрона на проведение пенсионной реформы, вызвавшей массовые протесты в стране. Внутренняя нестабильность оборачивается слабостью президента пятой республики во внешней политике, очередным подтверждением чему стал его бесполезный и в чём-то даже унизительный визит в Пекин. Обещание Си Цзиньпина всё же позвонить Владимиру Зеленскому, едва ли можно занести в актив Макрона и сопровождавшей его главы Еврокомиссии.
Франция даже выбыла из платформы поддержки Молдовы, хотя ранее, на трёх заседаниях, являлась её важнейшим драйвером наряду с Румынией и Германией. Теперь Олаф Шольц приезжает в Бухарест и зовёт туда же Майю Санду без участия французов, у которых, видимо, закончились или деньги, или энтузиазм.
Между тем в Польше, а также в Румынии – ключевых тыловых странах для Киева, с которыми Украина имеет протяжённые западные границы – сформировалась энергичная фронда. Прежде всего, бастуют сельхозпроизводители, недовольные низкими украинскими экспортными ценами. Однако у значительной части населения Польши есть и исторические претензии к соседней стране, которые невозможно преодолеть лишь тёплыми отношениями Матеуша Моравецкого и Анджея Дуды с четой Зеленских, особенно учитывая широкое распространение нацистской символики и взглядов в зоне конфликта.
В Вашингтоне внимательно отслеживают эти тренды и запрос общества на мир или хотя бы передышку, понимая, что в условиях противоречивой политики национальных государств Евросоюза роль Румынии и Польши становится определяющей. Их поддержка позволит Украине воевать, не опасаясь проблем с логистикой и тылом, рассчитывая на помощь в экспорте своей продукции и размещении беженцев.
Поэтому США двигают создание восточноевропейской оси «Польша-Румыния-Украина», напрямую подчинённой командам из Пентагона и Госдепа. Об этом вполне открыто говорилось на прошлой неделе во время визита Моравецкого в Румынию, где он общался с Клаусом Йоханнисом и премьером Николаем Чукэ. Стороны договорились создать технический комитет по оборонной промышленности и производству военной техники, т.е. речь идёт о солидарной модернизации армии, совместных закупках и учениях. По итогам совместного заседания правительств Польши и Румынии была принята декларация и подписана серия меморандумов, кроме того заявлено о безоговорочной поддержке Украины до тех пор, пока это будет необходимо.
Таким образом, Вашингтон успешно консолидировал ключевых союзников Украины в продолжении военных действий. И Молдову, очевидно, пригласили участвовать в формируемом клубе – без права на отказ. Нескончаемая череда военных учений НАТО с вовлечением Национальной армии – JCET-2023, Defender и Air Defender, учения резервистов и пр. являются лишь прологом к дальнейшим действиям.
Если события на украинском театре военных действий потребуют конкретных мер Польши и Румынии, то эти страны направят свои контингенты и дислоцированные там подразделения НАТО в Украину в рамках нового витка эскалации украинского конфликта.
Роль Молдовы, к сожалению, тоже не ограничивается логистикой и дипломатией. Нашему руководству в любой момент может быть поручено разморозить приднестровский конфликт, чтобы обосновать вхождение в войну Румынии и создать для России максимально широкую линию фронта. Ничто не указывает на то, что действующие власти, находящиеся в оперативном управлении из Вашингтона и Бухареста, смогут отказаться и действовать сообразно национальным интересам. Очевидно, что Россия не останется безучастной к ситуации с её миротворцами и российскими гражданами в регионе, и будет реагировать доступными военными методами. Таким образом, Молдова может быстро превратиться в новый театр боевых действий, последствия которых нанесут непоправимый ущерб и лишат нашу страну последних перспектив на нормальное развитие.