Сергей ЧЕБАН
В стране много ожиданий от большого европейского саммита, который впервые пройдёт на нашей территории. Но решение всех организационных вопросов и учёт рисков, связанных с безопасностью, станет большим испытанием для всей государственной системы
Меньше месяца осталось до главного политического события года в Молдове. Уже 1 июня у нас пройдет второе заседание Европейского политического сообщества, куда съедутся около полусотни президентов и премьер-министров. Мероприятие для Молдовы явно нерядовое и в некоторой степени даже грандиозное: за всю новейшую историю нашей стране впервые предстоит одномоментно принять такое количество высокопоставленных должностных лиц. Помимо широкого международного внимания к республике, планирующийся саммит станет большим испытанием для нынешних властей и государственной системы в целом.
Несмотря на то, что до старта остались считанные недели, продолжают упорно циркулировать слухи, что Киев очень хотел, чтобы второе заседание ЕПС прошло в Украине. И даже с некоторой ревностью воспринял решение организаторов выбрать Молдову, на минимальном отдалении от украинской территории. Тем не менее, нет никаких сомнений, что киевские власти не упустят возможности использовать этот слёт европейских политиков по максимуму и насытить его содержание преимущественно вопросами Украины. Нельзя исключать, что именно с этой целью намедни в Кишинёв наведывался министр иностранных дел Дмитрий Кулеба. Его в том числе приняла Майя Санду, так что вполне возможно глава украинской дипломатии привёз какое-то послание от Владимира Зеленского.
Как бы то ни было, подготовка в Кишинёве уже идёт полным ходом: отрабатываются организационные и логистические нюансы, ну и, конечно же, вопросы безопасности, о чём свидетельствует работа польского спецназа и приданного ему вертолёта, порхающего над Кишинёвом. Под саммит из молдавского бюджета спешно выделили крупную сумму для наведения общего марафета в столице и ремонта дорожного полотна на трассе, ведущей к месту проведения мероприятия в Castel Mimi.
В определённом смысле прологом к саммиту станет намеченное на 21 мая Великое национальное собрание на главной столичной площади, которое тоже сопряжено с множеством рисков. Оно в принципе и задаст тон и фон для следующего за ним саммита, поэтому любая потеря контроля или организационный провал неизбежно отразятся на политическом имидже Молдовы.
Так или иначе, безопасность будет иметь определяющее значение, поэтому власти во взаимодействии с зарубежными партнёрами постараются сделать всё, чтобы ничего не сорвалось. Хотя выбор Молдовы как приграничного и прифронтового государства наверняка был неслучайным, и все риски были заранее учтены. Как уже неоднократно было сказано, Москва наверняка попытается как минимум осложнить проведение саммита и вызвать неприятное послевкусие у высоких иностранных гостей от пребывания в Молдове. Хотя воздушное пространство страны будет частично закрыто в день прибытия делегаций, нельзя исключать, что в нём могут появиться «неопознанные летающие объекты», чтобы спровоцировать нештатные ситуации.
К слову, последние несколько дней высокопоставленные российские чиновники вновь стали муссировать необходимость «защиты» приднестровского региона, а в социальные сети и медиа вбрасываются очередные страшилки про переброску украинских подразделений, личного состава и военной техники в Одесскую область для подготовки провокаций против Приднестровья. Сообщается о том, что уже на следующей неделе части ВСУ выдвинутся в направлении Тирасполя, чтобы начать отвлекающую вооружённую провокацию, в то время как основные силы попытаются захватить склады с боеприпасами в селе Колбасна. Честно говоря, сложно себе представить, что Киев пойдёт на такую авантюру в преддверии саммита и сорвёт важное, в том числе и для своих перспектив, общеевропейское мероприятие.
Невзирая на все региональные проблемы в плане безопасности, встречу Европейского политического сообщества решили проводить именно по соседству с Украиной, на территории государства, не являющегося страной-членом НАТО, а также неподалёку от непризнанного региона, претендующего на независимость и поддержку со стороны России, и где дислоцированы российские вооруженные силы. Всё это свидетельствует об имеющихся амбициях у европейских лидеров просигнализировать Москве о том, что Молдова полностью принадлежит европейскому геополитическому ареалу, и Брюссель не допустит комфортного России статуса-кво в государстве-кандидате на членство в ЕС.
Стоит пару слов сказать и про само Европейское политическое сообщество. Идея запуска новой общеевропейской платформы, как известно, принадлежит Франции, а её первое заседание состоялось 6 октября прошлого года в Праге с участием 44 европейских лидеров. Помимо представителей стран Европейского Союза там были также представлены государства, имеющие статус кандидатов, и те, кто связан с ЕС экономическими соглашениями и разделяют демократические ценности. Москву и Минск по понятным причинам не пригласили. Похоже, что лидеры ЕПС собираются встречаться один или два раза в год, чтобы обсуждать широкий спектр тем – от экономики до безопасности.
Если говорить о содержании и значении идеи сообщества, то основной смысл этого франко-германского проекта в том, чтобы предложить альтернативную геополитическую модель для Европы и продемонстрировать бархатные формы расширения влияния на континенте на фоне попыток Москвы продвигать свои внешнеполитические интересы военно-силовым путём. В то же время, сейчас сообщество выглядит как очень условная модель единения Европы, которой только предстоит сформировать свою визию и миссию. По сути, это ещё неформальная платформа, без какой-либо руководящей структуры, бюджета и стратегии развития, поэтому ожидания от предстоящего саммита должны быть рационально-прагматичными.
Наше руководство, надо полагать, прежде всего, рассчитывает на формирование консенсуса среди стран-членов ЕС по поводу Молдовы, чтобы будущей осенью они приняли коллегиальное решение об открытии переговоров с нашей страной о вступлении в Евросоюз. Поэтому с точки зрения политической технологии большое политическое рандеву на территории Молдовы имеет преимущественно пиар значимость для власти, усиливая как евроинтеграционные перспективы страны, так и сугубо предвыборные позиции PAS.
Кроме того, саммит видится правящей партией как важный электоральный вклад со стороны ЕС, который должен помочь выправить ситуацию с её рейтингом. Вся совокупность намеченных мероприятий, скорее всего, имеет целью окончательно закрепить проевропейский вектор развития, и вполне вероятно парламентское большинство инициирует процедуру закрепления этого положения в Конституции. Поэтому в Кишинёве рассчитывают на максимум поддержки ЕС, поскольку поражение нынешней власти на последующих выборах вполне можно будет назвать провалом Брюсселя и европейской внешней политики на своих ближайших рубежах.