«Зерновой вопрос» стал еще одним наглядным свидетельством огромных диспропорций в, на первый взгляд, безупречных отношениях между Молдовой и Украиной
Семен АЛБУ, RTA:
Украиноцентричность политики правящей партии после февраля 2022 года уже давно ни для кого не секрет. После небольших колебаний в первые недели российско-украинского конфликта наша власть, убедившись в устойчивости Украины, быстро прыгнула в антироссийский окоп, откуда и рвет все связи с Москвой. Одновременно проводится политика максимальной солидарности с Киевом, которая предполагает безусловный приоритет украинских потребностей в двусторонних отношениях.
При первом приближении у нас с Украиной все замечательно. Топовые чиновники и руководители двух стран регулярно наведываются друг к другу в гости. Молдова последовательно занимает проукраинскую позицию на дипломатических фронтах, поддерживая соответствующие резолюции в ООН, участвуя в заседаниях Крымской платформы и т.п. Кроме того, мы предоставили восточному соседу свои логистические возможности, обеспечивая максимально упрощенный режим транзитных перевозок различных грузов в и из Украины; одновременно ведутся переговоры о расширении сети транспортных коридоров на территории двух стран. Не стоит забывать и об импорте украинской электроэнергии, который оправдан только политически, поскольку ее цена превышает таковую с левого берега.
Правда, «безоблачность» наших отношений с Киевом достигается преимущественно за счет игнорирования собственно молдавских интересов и неудобных вопросов. Давно уже забыта акция с похищением на молдавской территории украинского судьи Чауса. Пропала с радаров тема экологии Днестра и угрозы пересыхания реки из-за функционирования Днестровской ГАЭС. Быстро замяли в СМИ и ситуацию с частичным подтоплением нескольких наших сел в ноябре прошлого года, когда наши партнеры, видимо, без оповещения молдавских коллег, увеличили сброс воды на днестровском водохранилище для дополнительной генерации энергии. Вспоминается попытка СБУ организовать теракт в Приднестровье, причем я вполне допускаю, что она имело место быть – вряд ли осторожный до сих пор Тирасполь решился бы разгонять откровенный фейк, да и «подрывных акций» в исполнении украинцев мы видели предостаточно. Можно представить, как не вовремя это было бы для наших властей, готовящихся принимать саммит Европейского политического сообщества.
В общем, такая вот «улица с односторонним движением», где мы вынуждены поступаться своими интересами и терпеть потери «ради солидарности».
Помимо прочего такой расклад сильно вредит нашей сельскохозяйственной отрасли. Помните, как в прошлом году прямо перед уборочной кампанией цены на дизельное топливо рванули вверх? Потом оказалось, что это произошло из-за того, что все наши перевозчики горючего были перекуплены украинскими нефтетрейдерами. Но это лишь один из примеров.
В этом году ситуация куда хуже. Из-за продолжающегося импорта в Молдову дешевой продукции с Украины на нашем рынке рухнули цены. Стоимость пшеницы, к примеру, упала с пяти леев в прошлом году до меньше трех леев в этом. А это почти вполовину, чуть ли уже не ниже себестоимости. Еще больший обвал на подсолнечник. Местные производители говорят о не менее двух миллиардов леев убытков. Есть вопрос, и где хранить произведенную продукцию.
Фермерские ассоциации заявляют, что большинство мелких и средних фермеров находятся на грани банкротства, и требуют от властей срочных решений, угрожая выйти на протесты после окончания посевных работ. И речь не только о поддержке со стороны государства – но и, в первую очередь, о запрете импорта с Украины.
Разумеется, апеллируя к подобным санкциям, наши аграрии ориентируются на другие страны региона, которые недавно начали применять протекционистские меры по защите своих сельхоз производителей. Напомню, что в середине апреля Польша в одностороннем порядке запретила импорт и даже транзит через свою территорию украинского зерна, подсолнечника и других культур. Ее примеру быстро последовали Венгрия, Словакия, Болгария и Румыния.
Глядя на очевидное недовольство ЕС и Украины этой фрондой, наше правительство тогда быстро обмолвилось, что ни о чем подобном даже не помышляет. Однако ситуация стала развиваться в неожиданном направлении. Вскоре Еврокомиссия после переговоров с пятью взбунтовавшимися государствами пошла на попятную и уже сама ввела запрет со 2 мая по 5 июня на импорт украинской пшеницы, рапса, кукурузы и семян подсолнечника в эти пять стран, а кроме того выделила пакет финансовой помощи для их фермеров. Единственное, чего добилась ЕК для Украины – это отмена запрета на транзит ее сельхоз товаров.
Вдохновленные этим примером, наши фермеры тоже стали требовать от правительства принятия аналогичных мер защиты. И вроде как даже получили заверения, что они будут. Главным сторонником протекционистских шагов стал министр сельского хозяйства и пищевой промышленности Владимир Боля, который позднее проинформировал украинского коллегу о намерении Кишинева временно запретить ввоз в страну тех же четырех культур, что фигурировали в механизме ЕК. Пару дней назад, уже зная о негативной реакции Киева, он подтвердил, что не изменит своего мнения насчет запретов и «сосредоточится на интересах местных аграриев».
И вот еще двух дней не прошло, как министр «дал заднюю» и объявил, что Молдова к ограничениям ЕС присоединяться все-таки не будет. Он попытался оправдаться, что украинский импорт на самом деле не влияет на ценообразование на нашем рынке, «правительство Молдовы рядом с народом Украины», а ответные меры Киева привели бы к экономическим потерям в десятки миллионов евро.
Думается, что именно последний аргумент на самом деле стал определяющим, поскольку в остальном обычно более или менее адекватный Боля явно лукавит. Судя по всему, наша власть откровенно испугалась ссориться с восточным соседом, который в ультимативной форме пригрозил в ответ запретить весь молдавский экспорт на свою территорию. Характерно, что в отношении стран ЕС, которые защитили своих фермеров, Киев к таким угрозам не прибегал, ограничиваясь лишь официально высказанными «сожалениями». Но, видимо, с небольшой Молдовой можно себя вести совсем иначе, не считаясь с ее интересами.
«Зерновой вопрос» стал лишним подтверждением огромных диспропорций в молдо-украинских отношениях. Снова интересы Киева в политике PAS возобладали над собственно национальными. Из-за страха ли или по каким-то другим мотивам – уже не важно. Но сам факт того, что власть предпочла рискнуть разорением местных фермеров и новым витком социально-политического кризиса в стране только для того, чтобы не нарушить «режим солидарности» с Украиной, порождает кучу вопросов, на которые, по традиции, ответов мы не дождемся.