Правящий режим понимает, что если не закрыть вопрос с Шором в ближайшее время, то по итогам местных выборов можно получить несколько сотен Евгений Гуцул в разных регионах страны
Сергей ЧЕБАН, RTA:
Как и следовало ожидать, история с выборами в Гагаузии будет иметь долгое и бурное развитие. Сами по себе их итоги возможно и не вызвали бы столь серьезного раздражения в Кишинёве, если бы выиграл кандидат от социалистов. Однако именно победа Евгении Гуцул смешала выборы башкана с одной из ключевых проблем власти – партией «Шор».
По идее, после того как местный центризбирком утвердил итоги голосования, а гагаузские народные избранники выразили политический вотум доверия новоизбранному башкану, Апелляционной палате Комрата осталось лишь валидировать итоги. Но, судя по всему, центральные власти, утратив надежду на местные силы и иные внутрирегиональные факторы, решились грубо вмешаться, изъяв все необходимые материалы в попытке добиться отмены уже состоявшихся выборов. Как утверждают в следственных органах, возникли подозрения, что в избирательных списках есть лица, которые на момент выборов находились за пределами страны и не могли голосовать. Также среди голосовавших выявлены умершие граждане. Премьер-министр Дорин Речан на вчерашнем заседании правительства недвусмысленно намекнул, что последнюю точку в вопросе выборов в автономии поставит суд. При этом ранее он высказывался за отмену итогов голосования.
Свою лепту должен был внести ещё вчера Конституционный суд, однако судейская коллегия вновь сдвинула сроки определения политической судьбы партии «Шор», перенеся дату окончательного вердикта почти на месяц – 12 июня. Вероятно, с учётом грядущего аннулирования гагаузских выборов, которые могут спровоцировать волну недовольства в автономии с непредсказуемыми последствиями, власти не захотели подливать лишнего масла в огонь. Нужно это, как не трудно догадаться, для того чтобы громкие возгласы гагаузов и сторонников «Шор» не помешали проведению проевропейского собрания на главной площади страны в эти выходные, а также саммита Европейского политического сообщества.
Элиминация партии «Шор» из молдавской политики, судя по всему, стала главной целью действующей власти, которая ради её исполнения не жалеет ни средств, ни инструментов, ни, похоже, своего политического имиджа. Судебное решение в отношении самого Шора вкупе с лишением депутатского мандата было во многом символическим шагом, чтобы обличить его в качестве токсичного политического лидера, сотрудничество с которым может обернуться большими проблемами. Есть также расчёт на то, что Кремль откажется от услуг Шора после того, как он окажется подсанкционным преступником с реальным сроком. Однако у самого израильского олигарха остаётся в запасе шанс добиться справедливости в Верховном суде с неприятным сюрпризом для правящей партии.
В «PAS», вероятнее всего, осознают, что если не закрыть вопрос с Шором в ближайшее время, то по итогам местных выборов можно получить несколько сотен Евгений Гуцул в разных регионах страны, а на должность столичного градоначальника вполне может избраться Марина Таубер. Учитывая всю совокупность социально-экономических проблем, охвативших Молдову последние годы, в обществе есть большой запрос на политический популизм и социальную анестезию, которую умело скармливают народу политтехнологи партии «Шор».
Как бы не пытались центральные власти обходить острые углы, балансировать и воздерживаться от непродуманных шагов, чтобы не подыгрывать стратегии дестабилизации, решение вступить в открытую конфронтацию с Гагаузией и одиозной оппозиционной силой всё-таки было принято. Можно предположить, что в ближайшие недели Комрат и Шор постараются нанести ответный удар, масштабы которого будут во многом зависеть от того, насколько граждане Гагаузии и местные элиты смогут отмобилизоваться для противодействия вмешательству Кишинёва в итоги выборов.
Народное собрание Гагаузии уже намекнуло руководству страны на то, что оно перешло допустимую черту в отношениях с автономией. Первым тревожным звонком может стать намеченный на 27 мая съезд депутатов всех уровней и мэров населенных пунктов региона. Повестка мероприятия пока не известна, но нельзя исключать, что местные политики попытаются ревитализировать сепаратистские настроения в автономии и использовать их для выраженных угроз Кишинёву. Такие сценарии не раз обкатывалась на левом берегу Днестра, а также в Украине в 2014 году, когда депутаты аналогичного съезда заявили, что берут на себя всю полноту власти до обеспечения конституционного порядка в стране.
Москва не могла и ожидать такого «подарка» со стороны молдавского руководства и наверняка попытается по максимуму воспользоваться сложившимися обстоятельствами. Ожидая запрета партии «Шор», Кремль занялся перегруппировкой сил. Так, бывшие социалисты Александр Нестеровский, Ирина Лозован и Юрий Витнянский не стали заниматься регистрацией новой структуры, а спешно вступили в ряды партии «Возрождение», которую в 2012 году создали выходцы из парламентской фракции коммунистов.
В российской столице, надо полагать, ожидают, кто и как именно себя покажет в противостоянии действующей молдавской власти. Пока очевидно, что на эту роль больше подходит Шор со своей группой поддержки, в первую очередь из-за того, что ему уже особо нечего терять и он готов бросить вызов правящему режиму. По сути, для Шора наступил своего рода «звёздный час», когда он может проявить себя в преддверии двух крупных проевропейских мероприятий, подтолкнув Москву сделать выбор именно в свою пользу.
Игорь Додон, в отличие от своего конкурента за звание «любимого оппозиционера» Москвы, ведёт себя куда более осторожно и старается не сжигать всех мостов с властями и её медиаторами, всячески демонстрируя, что он не готов на серьёзную конфронтацию с властью. Очевидно, что особым образом на лидера социалистов давят уголовные дела и судебные процессы, поэтому пойти наперекор планам власти он вряд ли решиться. Ярким свидетельством того, что экс-президент не планирует мешать правительству и президенту является решение ПСРМ отказаться от участия в Великом Национальном Собрании, объявленном Майей Санду.
Перетасовывая кадры и запуская новые политические проекты, Москва пытается воздействовать на Кишинёв и предлагает на выбор модель будущих двусторонних отношений. Либо конструктивный диалог и учёт интересов через более дисциплинированного и менее амбициозного Додона, который будет «лаять, но не кусать», либо условная группа радикалов во главе с Шором. Причём даже в случае нейтрализации одноимённой партии она может легко «возродиться» в новом обличии, продолжая раскачивать внутриполитическую лодку и заниматься дестабилизацией страны.