Виктор ЕНИ
Правящий режим оказался перед нелегкой дилеммой: придерживаться плана по снижению тарифа на газ перед местными выборами, но терпеть все более громкие обвинения в откровенном обворовывании населения и бизнеса, или опускать цены уже сейчас. Пока что мы видим половинчатое решение
Незабвенный лидер «Нашей партии» Ренато Усатый вновь замелькал на информационных просторах страны, обвинив власти в потворстве «большому грабежу граждан», который организован в рамках различных схем закупок и поставок газа в Молдову. По словам Усатого, на сегодняшний день более 70 крупных компаний покупают голубое топливо по 13 лей за кубометр, в то время как другие предприниматели и граждане оплачивают тариф более 29 лей, в результате чего с февраля по апрель население было обворовано на сумму более 4 миллиардов леев.
При всей эпатажности политика и его склонности создавать скандалы на ровном месте, тем не менее, подобные высказывания не могут не вызывать общественного интереса, даже если провластные СМИ вторую неделю старательно обходят тему. Обвинения Усатого вызвали резонанс как среди населения, так и бизнеса, поскольку с прошлой осени власти призывали всех, стиснув зубы и затянув пояса, оплачивать одни из самых высоких в Европе тарифов, чтобы не зависеть от Кремля. На деле же оказалось, что подавляющая часть граждан и предпринимателей находится в дискриминированном положении, а это неплохой повод выразить своё недовольство, которое будет похлеще протестов партии «Шор».
Чтобы не допустить выхода ситуации из-под контроля, правительству
пришлось отреагировать на уровне премьера, который пообещал разобраться и принять меры. Надо отметить, что около месяца назад Дорин Речан уже говорил, что до осени тариф на газ будет снижен, хотя цены на международных биржах падали всю весну и к маю просели до минимума рентабельности газодобычи. Но власти нас убеждали в невозможности закупок дешёвого сезонного газа и безальтернативности потребления дорогого газа.
Судя по всему, публичная вылазка бывшего мэра Бельц аккурат перед «бульбокским саммитом» стала большой неожиданностью. Ведь по оценкам экспертов остатки дорогого зимнего газа по нынешнему тарифу в 29 лей нам планировали спокойно продавать ещё несколько месяцев, и только ближе к местным выборам сделать «широкий тарифный жест» со стороны партии власти. Но обстоятельства вынудили ускорить события, и уже 5 июня Молдовагаз обратилась в НАРЭ с заявкой о снижении тарифа на газ до 18 леев за кубометр (что все равно слишком много, если брать конъюнктуру на международных рынках).
Чтобы обеспечить техническую возможность, правительство пошло на повышение нормы обязательных резервов газа вдвое: с 22,8 млн. до 45, 6 млн. кубометров. Министр энергетики Виктор Парликов пояснил это необходимостью иметь безотлагательную возможность вмешиваться в случае балансировки системы. Но, скорее всего, такая мера связана с намерением властей подержать в резерве дорогие энергоресурсы, закупленные в конце прошлого и начале этого года, и приступить к закупке более дешёвого газа, которого нынче на рынке в избытке. А это, в свою очередь, позволит продавать населению «газовый микс» из дорого и дешёвого голубого топлива по более низкому тарифу.
Нельзя исключать ещё и того, что организованная информационная атака является следствием непрекращающейся борьбы в глубинах молдавской власти между различными группами влияния. В данном случае под прямой удар попал бывший вице-премьер Андрей Спыну, который давно жалуется на попытки преследования со стороны представителей спецслужб и следственных органов. Как говорят, дыма без огня не бывает, а, учитывая слабость отечественных чиновников к крупным госзакупкам (особенно, таким как газ), нельзя исключать, что на этом кто-то очень хорошо «нагрелся».
При всех рисках действующий премьер-министр Дорин Речан может стать одним из выгодоприобретателей сложившейся ситуации, которая позволит ему заработать какие-то политические очки за счёт смягчения тарифной нагрузки на население в первые 100 дней работы его команды. Также в пользу Речана сыграет возможное понижение аппаратного влияния Спыну и связанного с ним бизнеса, который, судя по утечкам от Ренато Усатого, очень сильно подставил правящую партию и президента, которые убеждали граждан в безальтернативности формулы «дорогой газ + финансовая компенсация».
При этом текущее решение о понижении тарифа вполне может оказаться временным из-за нестабильных условий на международных рынках, которые очень чувствительны к стремительно меняющимся политическим обстоятельствам. По имеющимся данным, у государственной компании «Энергоком» в планах есть закупка газа по более выгодным ценам за счет предоставленных 200 млн. евро от европейских партнеров (грант правительства Норвегии на 100 млн. евро и дополнительный кредит ЕБРР на аналогичную сумму). Однако в конце мая Еврокомиссия в новых рекомендациях призывает страны Евросоюза быть готовыми к полному прекращению поставок российского газа, не говоря уже о выгодной/невыгодной цене. При относительно благоприятном сценарии государства ЕС смогут получать российское топливо только через Украину и газопровод «Турецкий поток», но и в данном случае есть масса рисков, которые могут привести к дополнительному снижению объемов поставок.
Осложняет картину то, что нынешний контракт на транзит российского газа по территории Украины действует до конца 2024 года, и как поведёт себя Киев в этой ситуации, предсказывать не берётся никто. Если к следующему году не прибавится определённости в российско-украинском конфликте, то шансы на продление этого договора будут низкими. Нельзя исключать, что Украина попытается использовать финансово-энергетическую взаимозависимость Европы и России, чтобы добиться уступок от каждой из сторон. Кроме того, рост неопределённости по поводу транзитного контракта, скорее всего, спровоцирует очередной резкий скачок цен на газ уже этой осенью.
На этом фоне эксперты вновь заговорили о том, что в таких условиях приднестровский регион может лишиться «бесплатного» российского газа, а «Молдавская ГРЭС» – сырья для генерации электроэнергии, от поставок которой правый берег будет зависим, как минимум, ещё пару лет. С одной стороны, полный газовый разрыв теоретически создаёт реинтеграционные предпосылки, но с другой – порождает серьёзные проблемы и вызовы, с которыми Кишинёву не приходилось сталкиваться ни разу за все три десятилетия независимости. Речь идёт о необходимости найти значительные средства для закупки дополнительных объёмов газа как для бытового, так и для промышленного потребления на левом берегу Днестра, чтобы не допустить социально-экономического бедствия в регионе.
Появление Ренато Усатого накануне саммита Европейского политического сообщества совершенно не случайно. Кто-то скажет, что это был официальный старт избирательной кампании «Нашей партии», кто-то назовёт это попыткой декретировать действующие власти, а кто-то свяжет такой ход с желанием продемонстрировать зарубежным гостям реальное положение дел в Молдове на примере газового рынка. Все эти версии имеют право на жизнь, однако в мутных водах молдавской политики вполне отчётливо можно разглядеть коррупцию в высших эшелонах власти, неумение и неготовность обеспечить стабильные поставки энергоресурсов по доступным ценам, а также абсолютную неопределённость и непредсказуемость для граждан и бизнеса.