Скандал за скандалом, которые плотным строем окружили антикоррупционные органы последние недели, можно считать символом полной катастрофы, постигшей правящую партию в борьбе с коррупцией в стране. Причем провал настолько очевиден, что его уже сложно не замечать даже лояльно настроенным зарубежным партнерам
Семен АЛБУ, RTA:
Читая старые интервью Майи Санду времен ее победы на президентских выборах и виктории PAS на досрочных парламентских, на глазах натурально наворачиваются слезы. Сколько же там сказано хороших и умных слов! И главный лейтмотив какой благородный – беспощадная борьба с коррупцией и коррумпированными кланами, полная чистка государственной системы, особенно в секторе правосудия.
Надо сказать, выпячивание повсеместного мздоимства как корня большинства проблем – в общем и целом правильно. Для нашей небольшой страны коррупция давно уже хроническая, почти неизлечимая болезнь, тот тяжеленный камень, который тянет ее вниз буквально каждый день. Люди это прекрасно понимают, и многие в 2020-2021-м поверили, что именно Санду и PAS станут теми, кто смогут побороть этот вечный недуг. В конце концов, кто как не они, которых одаривали такими комплиментами в западных столицах и принимали самые авторитетные и благонадежные белые люди. И забыли все, что такие же восторженные гимны пелись в свое время расхитителям миллиарда…
В итоге наш доверчивый народ доверился этой новой ватаге проходимцев-евроинтеграторов, еще более беспринципных и некомпетентных, чем ее идеологические предшественники. Стоит ли удивляться, что результат оказался немного предсказуем? Да, никто не ждал, что за несколько лет удастся побороть даже крупную коррупцию в стране. Это фантазия, что бы ни обещали предвыборные программы. Но все же прошло уже два года. У PAS монобольшинство в парламенте, единолично составленный и уже разок переправленный кабмин, бесконечно продлеваемый режим ЧП на худой конец. Таких инструментов власти было более чем достаточно, чтобы даже за такой относительно небольшой срок заложить фундамент системы борьбы с коррупцией.
В результате – полная катастрофа. Коррупция в стране цветет и пахнет, возможно, даже пуще прежнего. Десятки миллионов долларов утекают из карманов наших граждан на офшорные счета коррумпированных чиновников и их подельников. Масштаб хищений только на энергетических схемах трудно представим. При нынешнем режиме ситуация не только не улучшилась – она рванула в бездну.
Все настолько плохо, что даже лояльно настроенные к действующим властям западные партнеры открыли шлюзы для потоков критики от влиятельных СМИ и организаций. Так, например, выволочка PAS и Санду была устроена американской организацией Freedom House, финансируемой по большей части правительством США и занимающейся анализом ситуации с демократией и свободой в мире. По мнению ее экспертов, с этими категориями в Молдове все не очень хорошо. В выводах появившегося в мае доклада есть интересные вещи, про которые у нас провластная пресса писать не решается. Например, про срежиссированный правительством конкурс на пост главы Прокуратуры антикоррупции Вероники Дрэгэлин, авторитарную, по сути, модель правления режима, подавление независимых СМИ.
Но главное – отмечено, что коррупция у нас до сих широко распространена, так называемые реформы не дали никаких результатов, а борьба с коррупционерами превратилась в инструмент давления на неугодных оппозиционеров.
Это очень точная оценка, надо сказать, и другой эта власть не заслужила. Более того, я утверждаю, что PAS абсолютно бессильна противостоять коррупции, потому что ее методы «борьбы» совершенно неадекватны и способны привести только к обратному результату.
В этом плане нынешние скандалы, которые сотрясают антикоррупционные органы, межведомственная война, благодаря которой мы узнаем множество инсайдерской информации о коррупции внутри самих учреждений, которые должны ей противодействовать, очень показательны. Да, коллеги,
правильно пишут, что они в первую очередь отражают внутриклановый конфликт в PAS. Но еще они являются прямым следствием порочной политики правящей партии, которую не спасти лишь выпиской «честных» прокуроров из-за океана. Которые все рано по итогам оказываются не готовы, ни по профессиональной компетенции, ни по психоэмоциональным качествам, к работе в суровых молдавских реалиях.
Главная проблема в том, что власть уверена – ради благих, как ей кажется, целей, можно и даже нужно нарушать закон, чтобы ускорить вечно тормозящие реформы. Но, попирая демократические принципы тут и там, ты в любом случае создаешь систему, коррумпированность которой будет аксиомой. Вторая в корне неверная мысль – сначала мы заграбастаем себе полномочий и органов побольше, а уж потом как возьмемся… Потому все озабочены расширением своих компетенций – СИБ, Дрэгэлин, НЦБК. Поэтому режиму так важно инфильтровать своих людей в ключевые структуры – Генеральную прокуратуру, Высшую судебную палату, Высший совет магистратуры и т.д. Отсюда проистекают все эти внутренние разборки, когда пасовские назначенцы делят между собой влияние, власть и скидывают друг на друга многочисленные провалы.
Но дело не только в этом. Ведь избыточные полномочия, неподконтрольность обществу, игнорирование оппозиции лишь провоцируют чувство безнаказанности и, как следствие, беззаконие.
А еще власть объявила всю свою команду «хорошими, неподкупными» людьми, поставив их за рамки борьбы с коррупцией. В итоге схемы Спыну – это не коррупция, взятка заместителю Дрэгэлин – тоже. Что-то это мне напоминает. Но, пользуясь методами и людьми Плахотнюка, которые так кстати пришлись в эпоху «хороших времен», стоит ли удивляться плачевным результатам и нелестным оценкам из-за океана?
Но власть продолжает идти по количественному, а не качественному пути, и теперь новым супероружием в борьбе с коррупционерами объявлено создание Антикоррупционного суда с суперполномочиями. С учетом того, что за эту идею «топит» лично госпожа президент, дело, можно сказать решенное. Комплектоваться этот суд будет нужными людьми по представлению ВСМ, который до этого через преветтинг так удобно зачистили и наполнили тоже исключительно «хорошими» людьми. И цель его – расследовать факты большой коррупции, которые, ни секунды не сомневаюсь, будут обнаруживаться всегда именно там, где не довольны политикой режима. Ой, чую, дело пойдет…
В общем, повторюсь, никаких реальных успехов в искоренении коррупции при PAS априори быть не может. И не потому, что страна у нас такая, нереформируемая, а в первую очередь из-за того, что хорошие люди оказались все-таки не совсем хорошими, а если точнее – совсем нехорошими. И пока они заполняют высшие эшелоны власти, очищение Молдовы от коррупции остается недостижимой мечтой.