Сергей ЧЕБАН
Похоже, проблемы в наших взаимоотношениях с Москвой затянулись в такие крепкие узлы, что даже самым искусным дипломатам и наиболее лояльным Кремлю молдавским политикам уже вряд ли под силу будет что-либо изменить
На фоне заявлений т.н. «главы Херсонской области» об ударе по соединяющему Молдову и Румынию мосту в Джурджулештах отношения нашей республики с Россией, и без того практически замороженные, вновь обострились. Помимо стратегической важности этого объекта для двух стран, он имеет серьёзное логистическое значение и для Украины, которая использует данный южный коридор для переброски сельскохозяйственной продукции и военных грузов. Эта ситуация впервые наглядно показала, как на российских военных картах обозначены и вполне конкретные молдавские цели.
Такие опасные заявления вынудили МИДЕИ в очередной раз вызвать на беседу российского посла для разъяснений. Прозвучавшие угрозы вызвали беспокойство и в Румынии – ведь мост связывает два государства, к тому же в прошлом году его отремонтировали за счёт румынского правительства. Неудивительно, что дипломаты соседней страны посчитали подобные выпады «абсолютно неприемлемыми».
В минувший понедельник, спустя всего несколько дней, российский МИД в ответ вызвал нашего посла Лилиана Дария для выяснения двусторонних отношений. Отсутствие подробностей об итогах этой встречи говорит либо о попытке обеих столиц дипломатически утрясти ситуацию, либо о том, что каждый остался при своём мнении и молдо-российские связи продолжат угасать. В этой ситуации невольно вспоминаются недавние попытки Москвы разыграть очередной репутационный скандал вокруг нынешнего посла Молдовы.
Не настроены на выравнивание отношений и в Кишинёве. Видимо, именно поэтому некоторые народные избранники, не дожидаясь какого-либо профессионального анализа ситуации, снова начали поднимать вопрос об уравнивании дипломатического персонала двух стран и требовать от МИДЕИ соответствующих консультаций с Москвой. Несмотря на то, что такое решение может стать точкой невозврата с РФ, этот удар по позициям Москвы рано или поздно всё же будет нанесён. Нужен лишь подходящий повод.
По сути, посольство России осталось единственным местом для координации российских планов в Молдове. Поэтому эвакуация большей части российского дипперсонала из молдавской столицы приведёт к серьёзному ослаблению российского влияния.
Как и в 1918 году, недавний военный мятеж в России чуть было не стал триггером для решительных действий Кишинёва, который наряду с Киевом ожидал ослабления центральной власти в Москве. В нашем экспертном сообществе, да и в правительственных кулуарах зазвучали призывы к резкому разрыву с Москвой и установлению контроля над приднестровским регионом при поддержке украинской армии. Это лишь подчёркивает настрой нынешних элит, ожидающих подходящий момент для решения своих стратегических задач и окончательного закрытия «русского вопроса».
Энергетика остаётся, пожалуй, одним из самых сложных узлов, сохраняющих Молдову в гравитационном поле влияния России. Хотя профильный министр Виктор Парликов не видит смысла закупать газ у российского «Газпрома», госкомпания «Энергоком» и «Молдовагаз» заключили контракт о поставке около 480 млн кубометров. До конца текущего года этот шаг выглядит вполне оправдано. Нельзя исключать, что в правительстве выдумали очередную мутную схему по «деруссификации газа» для сохранения «проевропейского лица». Население, наученное горьким опытом, тонко чувствует эту странную политическую игру властей. В свежем опросе общественного мнения снова можно увидеть, как более половины граждан при всех обстоятельствах всё равно ожидают от президента поездки в Москву для переговоров по снижению цены на газ.
К концу первой половины года Молдова среди других постсоветских государств заняла лидирующую позицию по напряжённости отношений с Россией. Исключением является разве что Украина. Похоже, проблемы в наших взаимоотношениях с Москвой затянулись в такие крепкие узлы, что даже самым искусным дипломатам и наиболее лояльным Кремлю молдавским политикам уже вряд ли под силу будет что-либо изменить. Сегодня Россия игнорирует самые элементарные принципы дипломатического протокола, не церемонясь в выборе выражений и оценок в отношении Молдовы. Это говорит о том, что с нынешней проевропейской властью в Кишинёве Москва совсем не видит перспектив для улучшения ситуации и делает главную ставку на грядущие предвыборные циклы.
Нет сомнений, что острый кризис в молдо-российских отношениях станет одним из лейтмотивов партии власти и других проевропейских сил на осенних местных выборах. «PAS» будет активно наполнять свои электоральные месседжи именно геополитическим содержанием и позиционировать долгожданный разрыв с Россией как важное внешнеполитическое достижение. Тем самым власти будут запрашивать у населения мандат на продолжение проевропейского курса и максимальное отдаление от РФ.
На другой стороне молдавской политики Москва приступила к консолидации своих сил. Лидер недавно запрещённой партии «Шор» заявил о намерении создать теневое правительство, а также одноимённый политический блок (
Шанс.
Обязанности.
Реализация). Основной целью формирования обозначена ни много ни мало победа на местных, президентских и парламентских выборах. Ожидается, что в него войдут около десяти партий, первыми из которых могут стать «Ai nostrii – НАШИ» и «Сила альтернативы и спасения Молдовы».
Расчёт вполне понятный – ухудшение отношений с Россией негативно воспринимается существенной частью населения, традиционно настроенного на здоровое сотрудничество. Поэтому нынешний кризис может быть использован Москвой в своих интересах. Скорее всего, политтехнологи будут обращать внимание избирателей на излишне напористую и опасную политику Кишинёва по слому «традиционных молдо-российских связей». Ведь это грозит обернуться чуть ли не катастрофой для Молдовы.
Для Кремля очень важно продемонстрировать сохранение сильных пророссийских настроений в Молдове. И хотя граждане выражать их публично не рискуют, но сделать это «анонимно» через бюллетень для голосования вполне готовы. Главным итогом электорального замысла должно стать усиление сомнений Еврокомиссии в «уместности» начала официальных переговоров о вступлении нашей страны в ЕС. Таким образом, успех Москвы на местных выборах может не только скомпрометировать процесс вступления в Европейский союз, но и привести к эрозии властной конструкции и закреплению Молдовы в сфере геополитического воздействия России.