Сергей ЧЕБАН
Отставки трех министров, двое из которых никак не связаны с инцидентом в аэропорту, не имеют ничего общего с повышением эффективности работы правительства и отражают лишь результат торгов различных кланов внутри правящего режима
Казалось бы, традиционный период каникул должен был на время погасить растущее социально-политическое напряжение, однако в этом году межсезонье у нас необычайно активное. Страсти накаляются не только под воздействием палящего летнего солнца, но и бурных процессов внутри правящей партии.
Намедни PAS максимально скромно отметила своё двухлетие пребывание у власти, поскольку похвастать большими успехами явно не может. К тому же за последние месяцы всяческие скандалы и разборки элитарных групп достигли такого масштаба, что у граждан, судя по социологическим опросам, всё чаще возникает озлобленная усталость и желание прекратить этот нескончаемый «балаган». Собственно говоря, итоги местных выборов этой осенью, скорее всего, и станут новой точкой отсчёта к очередному переформатированию власти в стране.
Как я недавно
писал, после инцидента в столичном аэропорту правящая партия угодила в очень сложную ситуацию, и в итоге таки вынуждена была пойти на кадровые перестановки. Тем более последние две недели большинство политиков и экспертов, включая даже лояльных ЛОМов, настойчиво требовали отставки министра внутренних дед и главы пограничной полиции.
И вот, 14 июля, видимо, после длительных споров в кулуарах президентуры премьер-министр Дорин Речан объявил об изменениях в своём правительстве: в частности, уволенными оказались министр просвещения и инноваций Анатолие Топалэ, министр внутренних дел Анна Ревенко и министр инфраструктуры Лилия Дабижа. Премьер поблагодарил их за работу, отметив заслуги каждого: Топалэ – за начатую реформу системы высшего образования; Ревенко – за управление миграционным кризисом и реформу МВД; Дабижу – за строительство более 300 км дорог. Ну и, наконец, сегодня были представлены новые министры: МВД возглавит кадровый военный Адриан Эфрос, в системе образования свои силы попробует молодое дарование, ныне депутат Дан Перчун, ну а в мининфраструктуры вернётся всем давно известный и «полюбившийся» Андрей Спыну.
То, что отставки в силовом блоке не последовали сразу после трагедии в аэропорту, свидетельствует о том, что смещение с должности кому-то далось очень тяжело, и финальное решение стало результатом внутрипартийных торгов. Если говорить об МВД, то отставка Анны Ревенко как человека не из системы назрела уже давно. Очевидно, что назначение гражданского лица на должность главы одного из самых крупных силовых органов было переходным решением, которое затянулось на два года. Со временем в МВД запустился процесс внутренней эрозии и нарушение иерархии управления, в результате чего система начала давать сбои, одним из которых стал печальный эпизод в аэропорту. Продолжение этой неурядицы могло обернуться утратой контроля в самый ответственный момент, к примеру, в случае очередных массовых протестов, которые явно возобновятся перед местными выборами.
С одной стороны, казалось, что кадровое окно возможностей может поспособствовать усилению позиций Дорина Речана, который лично объявил об отставке министров, будто бы имея на это политический мандат от партии и президента. Кто-то даже говорил о том, что Речан сможет и дальше форматировать правительство под себя, внедряя лояльных людей, а не политических назначенцев, которые усажены в министерские кресла отдельными внутрипартийными кланами и близкими к ним бизнес-группами.
Однако тот факт, что вместе с Анной Ревенко, которая считалась креатурой Речана, ушли ещё двое министров, не имеющих отношение к инциденту в аэропорту, навело на другие мысли. Можно предположить, что это была попытка смягчить болезненное для Ревенко увольнение групповой отставкой министров, однако, вероятнее всего, проводить перетасовку кадрового правительственного пасьянса премьер-министру не дали и не дадут. Нельзя исключать, что желание Речана укрепить свои позиции в силовом блоке обернулось встречными требованиями влиятельных провластных кланов пожертвовать некоторыми фигурами и передать под их контроль соответствующие ведомства.
Обеспокоенность по поводу кадровых перестановок в правительстве высказал даже председатель парламента Игорь Гросу, который находился на прошлой неделе за океаном. Возможно такая реакция связана с тем, что увольнение министров потянет снятие с должности других чиновников среднего звена, того же начальника пограничной полиции, который по некоторым данным находится под политической опекой спикера парламента. Либо Гросу недоволен тем, что на этот раз кадровые решения принимались без консультаций и условного согласования с парламентским большинством.
Ключевым же моментом, указывающим на то, что реальное политическое влияние находится не правительственных кабинетах, а в офисах крупных компаний, стало возвращение Андрея Спыну. Восстановление в должности этой токсичной политической фигуры, с которой ассоциируются высокие цены на электроэнергию и газ, а также коррупционные схемы, может стоить правящей партии решающих процентов на осенних местных выборах. Хотя Дорин Речан вывел энергетику в отдельное министерство, само по себе присутствие в составе правительства Спыну, имеющего к тому же премьерские амбиции, является наглядным свидетельством уравновешивания позиций Речана и усмирение его рвений добиться крепких позиций в иерархии молдавских элит.
На самом деле в отставку могла уйти большая часть министров, поскольку спустя полгода нынешний состав кабмина так и не смог переломить негативные социально-экономические тенденции. Если оглянуться назад, то подобная кадровая чехарда, которую мы наблюдали и в предыдущие периоды политической жизни страны, является выраженным признаком глубокого кризиса и началом конца правящего режима.
Текущие перестановки ещё раз показывают то, что кадровая политика на высшем уровне не имеет ничего общего с критерием профессионализма. Кандидаты зачастую подбираются по личной преданности высокому начальству, партийности, корпоративным бизнес-связям. Управленческие качества учитываются, но они не являются определяющими. Скорее всего, новые министры, за исключением главы МВД, будут обособленными фигурами и лишь формально находиться в подчинении нынешнего премьера.
Ну и, пожалуй, главная проблема состоит в том, что ни у правительства, ни у конкретных назначенцев нет чёткого понимания, что они должны и что планируют делать на своём рабочем месте, какова стратегия общего движения исполнительных органов власти и развития той или иной отрасли. Поэтому, в какое из ведомств не загляни, зачастую под красивой оболочкой евроинтеграции скрывается звенящая пустота.
Кадровые вопросы так или иначе будут довлеть над властями, но этот вопрос не вызывает столь острого общественного резонанса. PAS нужно готовиться к тому, что до осени и начала нового политического сезона правительственная телега продолжит катиться по инерции. Однако со стартом предвыборного периода градус социального напряжения будет резко расти, и кабмин окажется под шквалом общественно-политического давления. Удержится ли?