Сергей ЧЕБАН
Хотя до выборов главы государства ещё далеко, есть масса индикаторов, что штабы всех потенциальных кандидатов уже начали приготовления к затяжной избирательной кампании
В ближайшие месяцы всё внимание политических обозревателей будет в основном сосредоточено на подготовке к местным выборам. Многими они рассматриваются как главная разминка перед решающей избирательной схваткой осенью следующего года – выборами президента. Безусловно, итоги местного голосования выявят ключевые тренды молдавской политической жизни и позволят основным игрокам выверить предвыборные программы и включиться в гонку за пост главы государства.
Основная тенденция, которую партии власти так и не удалось переломить за прошедшее полугодие – это стремительная потеря рейтинга и поддержки как со стороны населения, так и проевропейских лидеров общественного мнения. Поэтому практически с полной уверенностью можно говорить, что «PAS» стремительно движется к провалу на местных выборах. На этом фоне звучат самые разные голоса, которые говорят о якобы гуляющем в кулуарах власти плане переноса местных выборов на более поздний срок, вплоть до их одновременного проведения с президентскими, когда может сложиться более выгодный геополитический контекст.
Кому-то рассуждения о состязании за пост лидера страны могут показаться сильно преждевременными, однако есть масса индикаторов, что избирательные штабы всех потенциальных кандидатов уже начали приготовления к затяжной президентской кампании. Очевидно, что основные ставки будут сделаны после обкатки политических фигур на местных выборах, с другой стороны основная группа претендентов уже хорошо просматривается и позволяет расчертить примерный расклад сил.
Главным номинантом на должность первого лица остаётся Майя Санду. Плохой результат «PAS» на осенних выборах, разумеется, негативно отразится и на её рейтинге, а также вполне может повлиять на исход президентских выборов в 2024 году. Но что бы ни показала правящая партия, Санду, так или иначе, будет вынуждена принять участие в президентской гонке, чтобы помочь своему формированию закрепиться в новом парламенте по итогам выборов в 2025 году. Отказ Майи Санду от вовлечения в заведомо проигрышную кампанию будет автоматически означать признание поражения партии власти с последующей вероятной гибелью последней.
Ключевая сложность для команды и избирательного штаба Майи Санду в том, что если в 2020 году нынешняя глава государства шла на выборы на волне позитивных социально-политических ожиданий, то теперь она столкнётся со шквалом критики за все неудачи «PAS» и правительства. Ведь даже невзирая на урезанные полномочия главы государства, нынешний режим персонально ассоциируется именно с Санду. Итоговое решение об (не)участии будет, скорее всего, приниматься в зависимости от того, как сложится повестка отношений с Европейским Союзом. То есть от того, решится ли Брюссель открыть переговоры с нашей страной о вступлении. Такое развитие событий может стать надёжным обоснованием необходимости ещё одного четырёхлетнего мандата для Санду. Если же обстоятельства сложатся по-другому, и вопрос вступления в ЕС будет заморожен, то участие нынешнего президента в выборах может быть лишено политической целесообразности.
Бытует мнение, что вся сила рейтинга Майи Санду не столько связана с её личными успехами, сколько с отсутствием достойных соперников в проевропейском крыле. Если же говорить об альтернативном проевропейском кандидате, то при всех нюансах пока наиболее подходящим на эту роль смотрится Влад Филат, который уже активно критикует власть, осваивает унионисткую поляну и, вероятнее всего, готовится бросить вызов своей бывшей подопечной. С каждым месяцем всё заметнее становится жажда экс-премьера добиться политической реабилитации, ну а имиджмейкеры вполне успешно облачают его в образ опытного и высоко мотивированного политика, при котором Молдова сделала качественный проевропейский рывок.
О своих президентских амбициях намедни заявил и Ренато Усатый. На прошлых выборах в 2020 году он взял уверенное третье место, поэтому вполне вероятно у бывшего бельцкого градоначальника есть амбиции развить успех. По всем признакам с ним уже работает группа опытных политтехнологов, которая разрабатывает его предвыборную программу, органично вписывая её в эпатажный образ Усатого. Если судить по его заявлениям, то избирателю предложат достаточно радикальную популистскую повестку с полной перезагрузкой страны и политической системы. Скорее всего, бывший бельцкий мэр прощупывает электоральное поле и предлагает себя платёжеспособным финансовым группам, рассматривающим возможность перспективной инвестиции для обеспечения определённых позиций в молдавской политике.
Нельзя исключать вовлечения в будущую президентскую кампанию нынешнего мэра Кишинёва Иона Чебана, который по-прежнему воспринимается как «тёмная лошадка». Несмотря на запуск собственного политического проекта, Чебан старается камуфлировать свои амбиции, чтобы кишинёвцы не подумали, будто бы градоначальник использует столицу в качестве трамплина для взлёта на молдавский олимп. Поэтому для начала команда мэра сосредоточена на победе в столице, где ожидается ожесточённая борьба с кандидатом от правящей партии.
Чтобы не быть приданным забвению и проиграть всё и желательно по два раза, о своих электоральных намерениях начал заявлять и лидер социалистов Игорь Додон. Ожидается, что окончательное решение о возможном выдвижении своей кандидатуры он примет, основываясь на мнении народа. Безусловно, экс-президент желает, как в былые времена, пойти на выборы при открытой поддержке Москвы, рассчитывая, что его российские соратники так и не определятся с новым кандидатом и будут вынуждены выбрать «проверенный вариант» в лице Додона.
Кремлёвские стратеги, конечно же, неоднократно демонстрировали свои «уникальные способности» принимать глупейшие решения и загонять себя в тупик, однако в этот раз есть ощущение, что Москва ни при каких обстоятельствах не будет ставить на систематического пораженца Додона, который за последние годы успел проиграть президентские, парламентские и затем гагаузские выборы. Скорее всего, в российской столице находятся в активном поиске новой фигуры, которая могла бы предложить молдавскому избирателю привлекательную альтернативную программу.
Экс-башкана Гагаузии Ирину Влах также прочат в пул основных претендентов на президентскую должность, и как раз на неё Москва вполне могла бы сделать главную ставку. Пока Влах не заявляет о своих претензиях на должность главы государства, но планы войти в высшую лигу у неё очевидно есть. Именно с этой целью бывшая глава Гагаузии готовит запуск собственной партии, которая, скорее всего, будет участвовать в местных выборах. Возможно, в ходе предвыборной кампании и после местных выборов станет понятнее, что именно будет предлагать Ирина Влах молдавскому избирателю, каковы её взгляды и ориентиры, кто входит в её команду, исходя из чего можно будет судить, из каких компонентов могла бы состоять её президентская программа.
Хоть и полномочия у первого лица государства на самом деле очень невелики, в политической жизни страны сложился устойчивый стереотип, что эта должность имеет важное символическое значение. Для этого различные силы, в том числе и находящиеся в зарубежных столицах, уделяют приоритетное внимание президентским выборам в следующем году. По оценкам экспертов, проигрыш Майи Санду приведёт не столько к утрате полномочий правящей партии, сколько к морально-политическому поражению проевропейского режима в Молдове, что неизбежно отразится на результатах последующих парламентских выборов. Нельзя исключать, что для недопущения смещения Санду и её фиксации «ремнём безопасности» в президентском кресле «PAS» может пойти в том числе на изменение Конституции и возвращение процедуры избрания главы государства в парламент. Но не станет ли и это решение знаком политического заката и приближающегося финала нынешней партии власти?