Сергей ЧЕБАН
Хотя Молдова и не станет официальным членом НАТО в ближайшие годы, принципиальное решение о её включении в единую систему военно-операционного управления блока, видимо, уже принято
На днях вооружённые силы страны достаточно ярко отметили очередную годовщину своего основания, хоть дата была далеко не юбилейная. Не обошлось, правда, без конфуза с факельными шествиями, которые Министерство обороны объяснило «символическим моментом, уходящим корнями в глубокую древность». Такой эпичный «креатив» от военных, вызывающий вполне очевидные и неприятные ассоциации, несколько смазал общий фон, но отнюдь не снизил уровень торжественности у политического истеблишмента, который последние полтора года сделал военные дела одним из своих приоритетов.
Значимость праздника подчёркивалась и обилием довольно примечательных по своему содержанию речей. Майя Санду, к примеру, заявила, что руководство государства работает над тем, чтобы компенсировать «период пренебрежения» к оборонному сектору. По её мнению, отмобилизовав внутренние ресурсы и опираясь на помощь стратегических партнеров, правительство добилось значительного увеличения бюджетных ассигнований на модернизацию Национальной армии (что действительно так), и молдавские военнослужащие отныне должны иметь современное оборудование и качественную подготовку для выполнения своих обязанностей.
А премьер-министр не без пафоса заметил, что вооружённые силы – это не просто силы обороны, а «выражение солидарности всего молдавского народа», а такая роль требует заботы и развития. Речан уверен, что опыт других нейтральных стран, таких как Швейцария, доказывает, что хорошо оснащенная армия только укрепляет национальную безопасность, а нейтралитет является не более чем инструментом внешней политики. Наконец, министр обороны Анатолий Усатый на праздничной церемонии сообщил, что Национальная армия проходит сложную модернизацию, которая позволит ей укрепить свои возможности. При этом, по его словам, профессионализм молдавских военных высоко ценится, благодаря чему Молдова может быть не только потребителем безопасности, но и региональным поставщиком – для этого у неё есть все возможности.
Очень символично, что в церемониальных мероприятиях принял личное участие Посол США в Молдове. Это в первую очередь говорит о повышенном политическом и дипломатическом внимании Вашингтона к нашему военно-оборонительному сектору, которое проявляется в том числе в конкретных политических решениях Соединённых Штатов. Речь, прежде всего, о целевой финансовой помощи и военно-технической поддержке, которая активизировалась ещё даже до начала конфликта в Украине и продолжается до сих пор. Так, в начале августа США передали Национальной армии партию вооружений на сумму более 3 миллионов долларов.
Свою немалую лепту в укрепление потенциала молдавских вооружённых сил вносит и Европейский Союз, выделивший нам уже три транша помощи через Европейский фонд мира общей суммой в 87 млн евро для закупки военного оборудования, включая радар. По информации от Анатолия Носатого, радиолокационная станция будет введена в эксплуатацию до конца года. Персонал, который будет заниматься её обслуживанием, уже прошел обучение и соответствующим образом аттестован, осталось лишь дождаться поставки, установки и ввода в строй. Кроме того, как стало известно, на финансовые средства ЕС будет приобретена еще одна система, дополняющая закупленную станцию, с целью улучшения раннего предупреждения о безопасности воздушного пространства.
Нельзя не упомянуть и визит Верховного главнокомандующего Объединённых вооружённых сил НАТО в Европе Кристофера Каволи, который помимо участия в празднествах встретился с руководством республики и минобороны. Поездка такого высокопоставленного натовского генерала – ещё один маркер сфокусированного внимания альянса на Молдове и её армии.
Анализируя сказанное американским военным на нашей земле, можно выделить то, что НАТО продолжит оказывать поддержку Национальной армии, поскольку у блока есть набор инструментов для расширения сотрудничества со странами-партнерами, в рядах которых Молдова числится уже давно и прочно. Именно через них сегодня уже и осуществляется помощь нашему государству. Первым шагом в этом направлении является наличие четко разработанного плана и видения развития вооруженных сил.
Говорить о том, что поездка в Кишинёв армейского чиновника такого уровня как Каволи имела лишь протокольно-политические оттенки, было бы большой наивностью. Не ранее как в середине августа он провёл встречу с украинским военным командованием во главе с генералом Залужным, где, как утверждают источники, пересматривалась тактика вооружённых сил Украины на линии фронта, а Киеву озвучивались западные рекомендации. После чего в действиях ВСУ действительно начались изменения, приведшие к прорыву первой линии обороны РФ в Запорожье.
Меж тем в интервью молдавской прессе Кристофер Каволи сообщил, что альянс перешел к новой концепции командования, с которой было ознакомлено руководство минобороны Молдовы. Следовательно, есть основания считать, что с учётом происходящего на театре российско-украинских боевых действий представитель НАТО приезжал в Кишинёв тоже с определённым набором разведданных и рекомендаций. Надо полагать, нашим властям посоветовали быть готовыми к любым сценариям и, прежде всего, к возможным наступательным операциям России. Судя по очень пресным результатам переговоров между Эрдоганом и Путиным, а также маловероятности возобновления «зерновой сделки» и снятия блокады с западной части Чёрного моря, риски десантных операций и других военных акций РФ возрастают.
Тут как нельзя кстати Министерство обороны объявило о новых сборах с 25 по 29 сентября, на которых планируется проверить навыки резервистов и ознакомить их с новой техникой, снаряжением и вооружением Национальной армии. Но сколь привычными не выглядели бы армейские пресс-релизы очевидно одно: ведомство активно работает над боевым слаживанием, изучает мобилизационный ресурс и оттачивает способность оперативно поставить под ружьё более-менее адекватное число военных в случае необходимости.
В целом текущее наращивание потенциала вооружённых сил связано с необходимостью уравновесить явный перевес общего военного контингента РФ и левобережных парамилитарных структур. Так или иначе, но они могут сковать действия подразделений армии Молдовы и не дать бросить все имеющиеся силы в южные регионы страны, которые находятся в зоне прямой опасности в случае проведения военных операций с моря и дельты Дуная.
После июльского саммита НАТО стало понятно, что официально ни Молдову, ни Украину принимать в альянс пока никто не собирается, но сделать обе страны частью единой системы военно-операционного управления – вполне реальная и посильная задача. Если Украина уже глубокого интегрирована в натовские системы и находится в тесной координации с командными центрами Альянса, то Кишинёв до поры до времени находился на периферии внимания. Но времена меняются и, видимо, принципиальное решение о включении Молдовы в общую систему управления НАТО уже принято.