Семен АЛБУ
Чем дальше, тем меньше правящая партия стесняется использовать, мягко говоря, не совсем демократичные формы политической борьбы. Западные партнеры Молдовы, однако, продолжают делать вид, что ничего особенного не происходит
Когда я говорил о том, что PAS будет держаться за власть только
беззаконием и репрессиями, я не мог предположить, что буквально в следующие несколько дней правящая партия так ярко проиллюстрирует мои мысли. Как видим, именно эти инструменты действительно стали главным оружием режима, которое он не стесняется обрушивать на головы своих, по сути, беззащитных в условиях отсутствия независимой системы правосудия, оппонентов. По сравнению с тем, что творят «желтые», уже померкли все деяния Плахотнюка.
Итак, буквально за пару дней режим:
- наплевал на решение Конституционного суда, хотя раньше, когда ему это было удобно (например, при вымарывании молдавского языка из основного закона) считал их непогрешимой истиной;
- вновь использовал карманную Комиссию по чрезвычайным ситуациям в узкопартийных политических целях;
- в нарушение всех регламентов и процедур, без учета мнения Венецианской комиссии и рекомендаций Совета Европы, без общественных консультации за сутки в двух чтениях принял репрессивный закон об изменениях в Избирательный кодекс, нарушающий Конституцию и электоральные права десятков граждан, и промульгировал его президентом (на тот момент отсутствовавшим в стране);
- устроил очередные макси-шоу, санкционировав массовые обыски у представителей оппозиционных партий «Возрождение» и «Шанс»;
- усилил цензуру, поручив СИБ составить список неугодных и подлежащих блокировке онлайн-ресурсов.
Неплохой такой списочек, да? Эту бы энергию, да в конструктивное русло…
PAS настолько нагло и чудовищно нарушает все мыслимые демократические нормы, избирательные права граждан, презумпцию невиновности и прочее, что даже подконтрольные институции вроде Конституционного суда или Центральной избирательной комиссии начинают потихоньку фрондировать, не выдерживая таких огромных сделок то ли с совестью, то ли с собственным страхом перед неминуемым наказанием в будущем.
Получается, что даже «свой» КС не мог не согласиться с тем, что без установления вины в судебном порядке, только лишь на основании подозрений можно отлучать граждан от выборов. Что даже «свой» ЦИК не мог одобрить этот скороспелый «закон», который ему же и пришлось исполнять, а, значит, и нести всю ответственность. Что даже лояльная Promo-Lex не может не замечать
использования административного ресурса пасюками на местных выборах.
Плюсом к этому партия власти все-таки наскребла почти миллиард леев денег на предвыборную взятку населению. Врачам, медсестрам и работникам культуры повысят зарплату, учителям и полицейским – дадут единовременные выплаты. «Современная европейская партия» не придумала ничего лучше, чем использовать методы самых примитивных постсоветских режимов, пробив в бюджете очередную дыру. Нет, я искренне рад за людей, которые эти деньги получат, но мы же понимаем, что в условиях суровой экономической рецессии, если где-то стало густо – то в другом месте будет обязательно пусто. Например, в карманах у пенсионеров, пенсии которых в нарушение Конституции так и не проиндексировали на уровень инфляции.
Итак, всего за пару дней наша и без того слабая демократия получила пару болезненных ударов. Хук слева – список из ста с лишним человек, которым запрещено в качестве электоральных кандидатов участвовать в выборах в связи с новыми изменениями в Избирательный кодекс. Буквально одним росчерком пера PAS снимает целую роту неугодных политиков, расчищая себе поляну. Мы же все понимаем, что если это сработает сейчас, и никто не скажет кривого слова (в первую очередь международные партнеры) – то такой же механизм применят и на последующих выборах.
Хук справа – максимизация цензуры и еще один список, уже от СИБа, «приговоренных к онлайн-расстрелу» изданий. Причем в решении КЧС такие широкие формулировки («использование в информационной войне», к примеру), что заблокировать в принципе можно чуть ли не любое СМИ, было бы желание. Есть там и такой хитрый пункт, как запрет на информацию от лиц, попавших в санкционные списки США, ЕС и других стран за дестабилизацию ситуации в Молдове. То есть в теории любое СМИ, разместившее новость с цитатой какой-нибудь Марины Таубер или тем более Илана Шора, автоматически попадает под угрозу блокировки. Такая вот свобода слова в эпоху «хороших людей»!
В общем, я считаю, зачем уже тогда стесняться и устраивать весь этот дорогостоящий цирк с демократией, обходящийся казне в сотни миллионов леев? На кой нам, к примеру, парламент-принтер, штампующий угодные режиму решения без всяких дискуссий и консультаций? Или Конституционный суд, чьи решения мы используем только, когда это нужно власти? Оставьте Комиссию по чрезвычайным ситуациям, и пусть она всем заправляет. Недемократично? Ну, а то, что сейчас происходит – это как назвать?
А если боитесь испортить реноме в глазах европейских партнеров, то я думаю, напрасно. Уже не знаю даже, что должно произойти, чтобы они, наконец, обратили внимание на весь этот беспредел. Так, комментируя незаконные интервенции в Избирательный кодекс, глава Делегации ЕС Янис Мажейкс только невнятно проблеял в стиле «нехорошо, конечно, но обстоятельства понимаем».
Под обстоятельствами, естественно, имеется в виду пресловутая «гибридная агрессия России», которая продолжает быть стержневым нарративом молдавской политики. Вот и Майя Санду на саммите Европейского политического сообщества в Португалии не преминула лишний раз напомнить, что «Россия атакует демократический (смех) процесс в Молдове и ее европейский путь». Ну а раз мы на войне, то понятно, что она спишет все. В том числе и убийство демократии в нашей стране.