Сергей ЧЕБАН
Чтобы выиграть следующую президентскую гонку, Майе Санду и ее окружению придётся решить сразу несколько трудновыполнимых задач
Через несколько дней исполнится три года с момента победы Майи Санду во втором туре президентских выборов. Тогда в своей избирательной кампании она активно высказывалась за борьбу с коррупцией, вступление в Евросоюз, урегулирование приднестровского конфликта и выстраивание прагматичных отношений с европейскими странами, Украиной, Румынией, США и Россией. А главной задачей ставила объединение политически и идеологически разрозненного молдавского общества.
Ожиданий от нового президента было много, а итоговые выводы в какой-то степени делать рано. С другой стороны, оставшийся год мандата вряд ли позволит добиться каких-то принципиальных успехов, чтобы можно было говорить об исполнении большей части её предвыборной программы.
Если три года назад популярность Санду была на подъёме, то результаты на местных выборах правящей партии «Действие и солидарность» (ПДС), напрямую ассоциирующейся с главой государства, зафиксировали устойчивый негативный тренд и высокую вероятность утраты власти. Завершившееся голосование автоматически дало старт подготовке к общенациональным выборам следующей осенью.
Слабые показатели ПДС, конечно же, воодушевили оппозиционные силы, поэтому, скорее всего, избирательные штабы не будут закрыты, а переведены в режим президентской кампании. К тому же в провластных СМИ активно разгоняются слухи о том, что представители партии социалистов вместе с Игорем Додоном, Иланом Шором и прочими заинтересованными субъектами на прошлой неделе съехались в Москве для сверки часов. Не столь даже важно, насколько эти сведения соответствуют действительности, ведь итак понятно, что Москва готовится к следующему электоральному циклу в Молдове, чтобы добиться главной цели – не допустить переизбрания Майи Санду.
Первым сигналом, что на этот раз компромиссы между властью и оппозицией вряд ли возможны, являются заявления из стана ПСРМ о том, что они не будут создавать коалицию с ПДС в районных советах. По-видимому, из Кремля уже есть жёсткие установки не подыгрывать партии власти и оставить её, где это возможно, в оппозиции хотя бы на местном уровне. Благо руководство партии «Действие и солидарность» само облегчает задачу социалистам, высказав намерение формировать альянсы только с проевропейскими силами.
Если в оппозиционном лагере примерно понимают, какой стратегии следует придерживаться, то в окружении действующего президента с этим посложнее. Вероятно, и сама Майя Санду после местных выборов стоит перед дилеммой, из чего собирать свою избирательную кампанию, ведь исключительно на геополитике вытянуть победу вряд ли получится. Как показывает опыт, статус кандидата и другие подвижки в евроинтеграционном курсе оказывают благотворное влияние не более чем на треть избирателей, остальные же руководствуются совершенно другими критериями. Такой контраст сильно заметен в районных центрах и крупных муниципиях, где, несмотря на стремительное потепление отношений с ЕС, продолжает расти социально-экономическое напряжение среди населения. Поэтому в отличие от избирательной кампании 2020 года, когда Санду выехала на критике своего главного оппонента, к тому моменту порядком дискредитированного, в течение всего следующего года ей уже самой придётся столкнуться с недовольством граждан и необходимостью отвечать на массу неудобных вопросов.
Особенности характера президента самым непосредственным образом отразились на её восприятии окружающими. Так, за три года Санду показала себя абсолютным политическим эгоистом, не способным к сотрудничеству с другими партийными и общественными лидерами. Долгое пребывание в «теплой ванне» своих убеждений и иллюзий придётся прерывать с началом активной избирательной кампании, и тогда Майя Санду сможет ознакомиться с положением в стране не из справок своих советников, а собственными глазами.
Молдавские реваншисты тоже находятся в размышлениях насчёт того, кто бы мог составить реальную конкуренцию нынешнему президенту. Хотя, признаться, задача у них куда проще: весь смысл заключается не столько в победе конкретного кандидата, сколько в воспрепятствовании переизбранию Майи Санду. Как показывает опыт выборов в Кишинёве, кандидата от правящей партии вполне может обойти представитель новой генерации молодых политиков. Вместе с тем, всеобщие выборы президента всё-таки имеют ряд важных нюансов и требуют более аккуратного подхода.
К примеру, вполне вероятно, что кампания «антиСанду» будет построена по лекалам 2020 года, когда против Додона, которого сделали ответственным за все провалы государственной политики, объединились практически все политические силы. Определённые признаки консолидации сейчас тоже проявляются. Целый ряд проевропейских и унионистских партий, а также лидеры общественно-политических движений, маргинализированных ПДС и президентом, готовы на самом деле бросить вызов Санду, чтобы таким образом разрушить монопольное положение правящей партии и расчистить себе путь в большую молдавскую политику.
Такой сценарий вполне укладывается в планы тех, кто будет работать над задачей не позволить Майе Санду избраться с первого тура. Хотя шансы на это итак минимальны, учитывая, что даже предыдущие выборы, где были куда более выгодные стартовые позиции, она смогла выиграть только со второго тура. Если он состоится и на новых выборах, это будет, пожалуй, худшим развитием событий для политтехнологов из президентуры – ведь вероятность объединения оппозиции вокруг одного альтернативного кандидата станет очень высокой.
Избрание нового президента, с учётом концентрации власти в руках ПДС, приведёт к очередному межинституциональному кризису. При этом не факт, что следующему главе государства удастся спровоцировать досрочные парламентские выборы для скорейшей политической перезагрузки в стране. Впрочем, для отдельных сил, в том числе и внешних, внутриполитическая нестабильность в Молдове – это уже неплохой результат, который неизбежно отразится на нашей поддержке Украины, а также процессе евроинтеграции.
К слову, как показали местные выборы, лояльность проевропейскому курсу большей части населения на деле никак не конвертируется в высокие проценты на избирательном табло и особо не отражается на рейтинге Майи Санду и ПДС. При этом перенос старта официальных переговоров о вступлении в ЕС станет очень плохим сигналом, который будет свидетельствовать о наличии больших сомнений среди стран-членов в отношении проевропейского курса Молдовы. Это, в свою очередь, может лишить действующего президента, по сути, единственного козыря.
В ближайшее время кампания против Санду начнёт постепенно набирать обороты и вставать на крыло. Скорее всего, будет дан ход нескольким токсичным сюжетам, чтобы обвесить президента «тяжёлыми гирями» и снизить маневренность и скоординированность действий. Надо полагать, что активно будет педалироваться вопрос экс-генпрокурора Александра Стояногло и решение КЧС о снятии партии «Шанс» с выборов. То есть, основная задача – выгрузить на президентуру целый массив сложно администрируемых кризисных тем, которые очень сильно засорят проевропейский эфир власти.
Нельзя также исключать попыток плавного разогрева протестных настроений с целью возобновления митингов и уличных шествий. Вероятно, на этот раз подход к организации мероприятий изменится (участие Шора не будет выраженным) и, к примеру, будет поддержано предложение Иона Кику о консолидации всех оппозиционных сил в борьбе с нынешним режимом.