Владимир РОТАРЬ, Виктор ЕНИ
К концу года наметился очевидный тренд на заметное снижение политической и финансовой поддержки Украины и Молдовы со стороны Запада. Эксперты RTA разбираются в природе этого феномена
Украина
Недавнее исследование, проведенное Кильским институтом мировой экономики, показало огромное падение финансовой поддержки Украины со стороны западных стран. Сумма дотаций в августе-октябре этого года снизилась почти на 90 процентов в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Совокупная стоимость новых пакетов помощи едва превысила два миллиарда евро, что стало самым низким показателем с января 2022 года.
При этом, в ближайшие месяцы ситуация для Киева может ухудшиться еще больше, потому что в подвешенном состоянии оказались программы денежной поддержки от двух ключевых спонсоров – США и Германии.
Соединенные Штаты уже были вынуждены сильно сократить текущие транши – последний из них составил всего 175 млн долларов – поскольку выделенные ранее ресурсы близки к исчерпанию. В то же время предложенный президентом Джозефом Байденом пакет в 61 млрд долларов не удается провести через Конгресс из-за противоречий между демократами и республиканцами по поводу изменений в миграционном законодательстве и строительства стены с Мексикой. Вопрос принципиальный, ведь для обеих партий пойти на уступки в нем чревато потерей лица перед своими избирателями.
Таким образом, предвыборная пора в США, как и ожидалось, стала негативным фактором в контексте продолжения устойчивой поддержки Украины. Не помогает даже прежде эффективная «эмоциональная дипломатия» Киева. Визиты представительных украинских делегаций в Вашингтон, призванные обеспечить двухпартийный консенсус по вопросу дальнейшего снабжения Украины, окончились неудачей. В ходе последнего из них было даже в экстренном порядке отменено онлайн-выступление Владимира Зеленского перед американскими конгрессменами.
Вчера стомиллиардная программа помощи Украине, Израилю и Тайвани предсказуемо не прошла голосование в Сенате, не добравшись даже до Палаты Представителей. Время для ее принятия до конца года еще есть, но шансы на это эксперты оценивают как очень невысокие.
Не меньше сложностей с немецкой помощью Украине на 2024 год в размере 8 миллиардов евро, судьба которой подвисла с учетом образовавшейся в немецком бюджете рекордной дыры в 60 миллиардов евро. На это накладывается экономическая рецессия из-за падения промышленного производства. Для Киева – это тревожный знак, поскольку экономические проблемы в «главной фабрике ЕС» в целом подточат благосостояние и платежеспособность всего Союза, и естественно отрицательно скажутся на дальнейшей финансовой помощи со стороны ФРГ.
Таким образом, наш сосед рискует, как минимум, несколько месяцев оставаться в условиях сильного недофинансирования. Причем не факт, что эта проблема имеет краткосрочный характер – ранее американские партнеры с очевидным намеком уже предлагали Киеву подумать, как бы он мог обеспечивать собственные расходы в случае резкого сокращения внешнего финансирования. Правда, не факт, что это вообще возможно – ведь дефицит бюджетных доходов в Украине настолько высок, что западной помощью оплачивается не только ведение войны с Россией, но и большинство социальных обязательств государства. Украинским властям уже пришлось в спешном порядке изъять часть средств из местных бюджетов в национальный, но это, разумеется, глобально мало что изменит.
Сокращение поддержки – лишь одна из головных болей Киева. Параллельно на него идет медийная атака со стороны крупнейших западных СМИ, цель которой – переложить вину за неудачи в летнем контрнаступлении исключительно на саму Украину. Прежне «брендированный» Западом главнокомандующий ВСУ генерал Валерий Залужный теперь обвиняется в неверном выборе стратегии и тактики, а Владимира Зеленского обличают в нереалистичных оценках ситуации и конфликте с военными. Регулярно появляются публикации о сложном положении украинских войск, трудностях с мобилизацией и других проблемах, которые прежде не особо попадали в фокус внимания западных СМИ. Все шире тиражируются оценки экспертов и заявления официальных лиц об угрозе победы России.
Помимо всего Украина рискует не получить открытие переговоров о вступлении в ЕС на ближайшем саммите Европейского Совета. С резкой позицией «против» продолжает выступать Венгрия, которую не удалось переубедить ни брюссельской бюрократии, ни президенту Франции Эммануэлю Макрону. Здесь же следует указать явно недружественные действия соседних стран по блокаде украинского экспорта, особенно Польши, чьи перевозчики неделями (скорее всего, не без санкции правительства) блокируют проезд украинских фур. Киев уже заявляет о том, что эти ограничения обернуться потерями почти в один процент ВВП.
Также непонятны дальнейшие перспективы военной поддержки. Особенно осложнился вопрос с «истребительной коалицией», поскольку ее ключевой участник, Нидерланды, после смены власти отказались поставлять оружие. Ранее аналогичную позицию заняла Словакия. Сокращаются поставки США по уже описанным причинам. При этом многие украинские наблюдатели были неприятно удивлены недавней передачей Штатами Марокко партии в 500 БМП Bradley и 120 танков Abrams, в то время как Украине предоставлялись куда меньшие объемы.
Молдова
Вчера парламент в первом чтении одобрил проект госбюджета Молдовы на 2024 год. Предполагается, что доходы будут увеличены на 1,3% до 66,6 млрд леев, а расходы снизятся на 2,2% – до 82,2 млрд леев. При этом дефицит превысил 15 млрд леев, 55% которого планируется покрыть за счет займов, а ещё 15% – грантами. В целом же проект выглядит очень скромно как с точки зрения доходов, так и расходов, которые вообще-то должны расти как минимум на уровень годовой инфляции.
Одной из главных причин того, что бюджет принимается именно в таких рамках, стало сокращение в следующем году объема грантов от внешних партнеров почти в три раза – с 6,8 млрд леев до 2,4 млрд леев. На 32% уменьшится и в целом сумма поступлений в бюджет из-за рубежа (с 25 до 17 млрд леев), причем доля кредитных средств в нем очевидно возрастает, что увеличивает финансовую нагрузку на страну.
Трудно представить, как будет складываться ситуация в следующем году, если в нынешнем правительству, исполняя бюджет, едва удаётся свести концы с концами. И то, только при помощи колоссальных заимствований на внутреннем рынке. Испытывая большие сложности, прежде всего, из-за снижения числа как внутренних, так и внешних источников доходов, кабмин вместе с парламентом, похоже, решили пойти по самому плохому пути и урезать бюджет на следующий год. По словам экспертов, «под нож» пошли средства не только с того же дорожного фонда, но и с социальных статей.
Ещё в 2022 году, когда партия «Действие и солидарность» приступила к выполнению своего первого годового бюджета, стало понятно, что у новой команды управленцев нет ни понимания, ни опыта, ни ресурсов для ведения сбалансированной финансовой политики государства. Выручили только международные доноры, которые, учредив «Платформу поддержки Республики Молдова», стали обильно вкачивать деньги с целью удержания нашей страны наплаву.
И вот, спустя два года, внешняя финансовая помощь серьёзно сокращается, возвращая правительство к суровой реальности. Никто при этом уже не вспоминает октябрьские итоги заседания этой платформы, а также обнадёживающие заявления высоких европейских представителей о том, что она станет постоянно действующим механизмом.
Похоже на то, что наши союзники, как и в случае с Украиной, начали подсушивать финансовые потоки в молдавский бюджет и предлагают нам пробовать жить, как говорится, на свои кровные. Одновременно с этим, можно заметить, что и в отношении молдавских властей снято табу на нелицеприятные сюжеты и высказывания. К примеру, глава делегации Европейского Союза в Кишиневе Янис Мажейкс на днях порекомендовал властям избегать непропорционального ограничения свободы выражения, комментируя ситуацию с закрытием телеканалов и блокированием сайтов. В целом количество критики от спонсируемых западом СМИ, правозащитников и европейских политиков в сторону «демократических перегибов» правящей партии резко возросло.
Вполне возможно, что при составлении проекта бюджета на 2024 год в кулуарах правительства кто-то рассчитывал на то, что запуск переговоров с Евросоюзом откроет нашей стране доступ к европейским фондам, и появится возможность компенсировать большой бюджетный дефицит. Но, судя по неуверенным комментариям близких к власти спикеров, а также высказываниям премьера Дорина Речана, есть большая вероятность, что Брюссель отложит открытие переговоров с Молдовой и Украиной. А это в совокупности с внешними финансовыми ограничениями также будет более чем тревожным сигналом для нашего правящего класса.
Что будет дальше
Как видим, фиксируемый экспертами тренд на сокращение финансовой и политической поддержки Украины и Молдовы, ставших в прошлом году признанными фаворитами Запада, действительно имеет место быть. У этого тренда есть вполне объективные причины, связанные, к примеру, с внутриполитическими процессами в США и бюджетными трудностями в Германии.
Тем не менее, сводить все лишь к неудачным обстоятельствам, было бы поверхностным взглядом. Уже ясно прослеживается определенное снижение интереса к восточноевропейским делам со стороны Запада, которое вызвано как падением такового у населения западных стран, так и отвлечением внимания на новые активированные (Ближний Восток) и потенциальные конфликтные зоны.
Играет свою роль и заметное разочарование прежними «чемпионами евроинтеграции». Большую роль здесь сыграл провал украинского контрнаступления, который свел к минимуму шансы на скорое завершение войны, а значит и на снижение на него трат Запада. Напротив, Киеву требуются все больше объемы финансовой и военно-технической помощи, что в условиях разгула коррупции в Украине и собственных проблем встречает все меньшее понимание у доноров.
Что касается Молдовы то у западных политиков, судя по всему, уже сложилось практически твёрдая убеждённость, что нынешней политический состав не справляется со своими задачами, дискредитирует проевропейские идеи, в связи с чем назрела объективная необходимость в перезагрузке системы управления государством.
С учетом того, что европейские и международные доноры начинают сосредотачиваться на своих внутренних проблемах и предстоящих в 2024 году электоральных циклах, вряд ли Киеву и Кишиневу приходится надеяться на то, что уровень поддержки вернется к показателям 2022 года. Наоборот, следующий период наверняка станет временем экономии и более критического отношения к ним партнеров, которым в силу разных обстоятельств приходится все более тщательно соизмерять любые затраты и риски.
Еще одним мотивом в смене тактики Запада может быть намеренное желание снизить скоростной режим конфликта в Украине, провести ротацию местных элит и тем самым подготовить данное пространство к возможным договоренностям между Западом и Россией по новой системе безопасности и разграничению сфер влияния. Судя по текущим тенденциям, их появление в наступающем году более чем вероятно.