Виктор ЕНИ
Отечественную энергетику продолжит изрядно штормить из-за попыток экстренно порвать с постсоветским пространством. При этом стратегической задачей на ближайшее десятилетие остается полная интеграция энергетических систем Молдовы и Румынии
Энергетическая сфера Европы остается в зоне большой нестабильности после резкого разрыва отношений между Европейским союзом и Россией в 2022 году по всем известным причинам.
На фоне сокращения потребления энергоносителей из РФ еврочиновники излучают оптимизм, рапортуя о начале отопительного сезона в ЕС с рекордным уровнем заполнения подземных хранилищ. Между тем, цены на газ продолжают колебаться и реагировать на любые, даже незначительные факторы. Кроме того, европейская экономика пока никак не оправдывает оптимизм брюссельских кулуаров и не увеличивает свой спрос на энергоресурсы, напротив, все глубже погружаясь в рецессию. Представители бизнеса объясняют такое положение дефицитом энергоресурсов, поскольку американский СПГ, по сути, обеспечил лишь «поддержку штанов», но никак ни европейской промышленности.
Похоже, Евросоюз так и не нашел выгодной и стабильной альтернативы российским поставкам, но продолжает делать «хорошую мину при плохой игре». Правда, с учетом заметных кризисных явлений в экономике скрывать реальность становится все труднее. В результате складывается ощущение, что единственный способ выхода из этого тупика – восстановление долгосрочных контрактов с Москвой. И хотя это может показаться маловероятным в современных обстоятельствах, но такой вариант наверняка держат за пазухой в европейских канцеляриях.
К примеру, Чехия, будучи одним из инициаторов запрета на поставки газа из России в Европу и введения ценового потолка на нефть, уже не проявляет прежней принципиальности и этой осенью возобновила импорт российских энергоресурсов. Аналогичным образом поступили Нидерланды, начав закупку сжиженного природного газа у России после трехмесячного перерыва. При этом ранее голландские власти сообщали, что правительство работает над полным отказом от его импорта. Однако, как видим, политической воли на это хватило недолго.
Наши чиновники не отстают от европейских и также старательно усыпляют бдительность, заявляя, что Молдова к холодному сезону подготовлена намного лучше, чем в прошлые годы, и надежно защищена от любых сюрпризов и перепадов. Запасы газа позволяют обеспечить страну до конца февраля, а если нужно, их можно будет пополнить на свободном рынке. Помимо этого власти бравируют контрактом с «Молдавской ГРЭС» до конца 2024 года, благодаря которому, по идее, у нас будет достаточно электроэнергии по хорошей цене.
При всей этой успокоенности, увы, ситуация в энергетике далека от того, чтобы граждане могли чувствовать такую же уверенность, как это было раньше. Слишком уж сомнительной и рискованной является модель поставок населению «геополитически независимого газа» (на самом деле, российского происхождения), дороговизна которого компенсируется внешними займами, распределяемыми впоследствии в виде социальных компенсаций. Для всех очевидно, что это временная схема, и неудивительно, что с учетом существенного снижения зарубежной помощи в 2024 году многие граждане совсем не разделяют оптимизма правительственных чиновников.
Тем более что по данным министерства труда и социальной защиты, соответствующую компенсацию запросили более 719 тысяч семей. Большинству из них присвоили высокую, очень высокую или крайнюю категорию уязвимости. Это говорит о том, что подавляющее число жителей страны не в состоянии оплачивать газ по нынешнему тарифу и находятся в зоне большого риска, если вдруг в описанной модели что-то сломается – либо схема поставок, либо финансирование.
Несмотря на это, власти тщательно охраняют свою сомнительную энергетическую конструкцию, препятствуя любым альтернативным поставкам газа, стоимость которого могла бы быть ниже цены газового микса Спыну-Парликов. Напомню, что корень проблемы уходит в отопительный сезон 2022-2023, когда энергоресурсы были приобретены за кредит ЕБРР по необоснованно дорогой цене и в гигантском объеме 600 млн кубометров, в два раза превышающем внутреннее потребление в зимний период. В начале нынешнего года произошло обрушение рынка: в январе-феврале цены на международных биржах опустились до $450, а летом вообще до $200-250. Однако мы продолжаем и сегодня потреблять «энергетический коктейль» из закупленного газа в 2022 году Спыну и в 2023 году Парликовым, что не позволяет опустить тарифы.
Так или иначе, но ситуация будет меняться, поскольку сложившийся за последние полтора года европейский энергетический статус-кво лишь в очень условной степени стабилизировал положение. Тем не менее, США все еще играют решающую роль в энергетических раскладах внутри Европы, включая нашу страну. Не случайно, американские послы в Греции и Молдове Джордж Цунис и Кент Логсдон недавно встречались с руководством АО «Energocom», подтвердив продолжение поддержки в обеспечении энергетической безопасности. Помимо этого, обсуждались возможности Трансбалканского газопровода для диверсификации поставок газа в Молдову и Центральную Европу с учетом сложившегося сотрудничества между АО «Energocom» и греческой компанией DEPA.
Стратегическая задача на ближайшее десятилетие – полная интеграция энергетических систем Молдовы и Румынии, вернее, поглощение молдавской энергетики нашими соседями. Ожидается, что скоро Кишинев и Бухарест подпишут меморандум о взаимопонимании по реализации проектов взаимного подключения сетей природного газа и электроэнергии. В частности, увеличат пропускную способность транспортировки природного газа и расширят газопровод «Яссы-Унгены-Кишинев» за счет строительства газотранспортного трубопровода – «Кишиневский пояс». Помимо этого, из-за повышенных рисков ввиду ситуации в Украине, проект меморандума предусматривает увеличение мощностей для хранения закупаемого Молдовой газа на румынской территории.
Тщательно готовится и отсечение нашей электроэнергетической системы от украинской и российско-приднестровской генерации благодаря возведению воздушной линии электропередачи «Сучава – Бельцы», а также линии межсетевого соединения в Страшенах с одной из электростанций в Румынии. Меморандум даст возможность румынскому национальному оператору рынка электроэнергии АО «OPCOM» стать оператором молдавского рынка, чтобы таким образом интегрировать его во внутренний рынок электроэнергии Евросоюза.
О прокачке своего энергетического влияния и газа в Молдову, естественно, думают и в Кремле. Неслучайно глава АО «Молдовагаз» Вадим Чебан стал говорить о потенциальных покупках российского газа на границе между Украиной и РФ и дальнейшей транспортировки в РМ, если Киев не продлит транзитный контракт с Москвой. По словам Чебана, другим вариантом снабжать приднестровский регион и МГРЭС газом остается только Трансбалканский газопровод, в который российский газ попадает «Турецкому потоку».
Предстающая перед нашим взором картина не вселяет большого оптимизма, лишь подтверждая опасения, что молдавскую энергетику будет изрядно штормить в среднесрочной перспективе. Попытки окончательно разорвать с (пост)советской энергетической системой лишь на первый взгляд происходят гладко. Полная же интеграция в румынскую энергосистему и утрата нашей страной субъектности в этой важнейшей стратегической отрасли вряд ли случится без серьезных последствий для государства.