Сергей ЧЕБАН
Не имея возможности похвастать большими социально-экономическими достижениями, Майя Санду планирует мобилизовать электорат в свою поддержку путём референдума – повторив трюк Плахотнюка на парламентских выборах 2019 года
Всем уже показалось, что общественно-политическая жизнь в стране затухает на период новогодних и рождественских праздников, но тут действующий президент Майя Санду дала повод продолжить цикл материалов о подготовке к президентским выборам. Большинству наших граждан либо пока, либо уже не до политики, а вот эксперты с большим рвением принялись комментировать выступление главы государства.
«Я обязалась сделать все, что в моих силах, для выполнения миссии европейской интеграции. Мы получили поддержку этого курса со стороны стран-членов, и нам нужна ваша поддержка, дорогие молдаване, для того, чтобы добиться успеха. Нам еще предстоит предпринять многие важные шаги, и я готова продолжать, если вы окажете доверие для получения нового мандата в 2024 году» – заявила Санду в своём видеообращении к населению. Помимо этого она предложила парламенту провести следующей осенью всенародный референдум о присоединении нашей страны к Европейскому Союзу.
Таким образом, действующий президент, наконец, открыто заявила о своём намерении баллотироваться на новый срок. Надо сказать, что её предвыборный штаб выбрал наиболее удачное время для запуска избирательной кампании. Пока ещё в воздухе витает лёгкое дуновение проевропейской эйфории после решения Брюсселя начать переговоры с нами, а рождественско-новогодний праздничный фон смягчает негативные эмоции, которые вызывает у людей нынешний правящий режим.
Как бы кто не сопротивлялся, но, по сути, электоральная заявка Санду задаёт тон и содержание всей избирательной кампании, которая будет полностью ориентирована на евроинтеграционный курс. Судя по замыслу политических технарей из президентуры, все, кто всерьёз желают поучаствовать в президентской гонке, в обязательном порядке должны будут встроить в свои программы «кодовые проЕСовские слова». Любой же другой, даже самый выверенный нарратив грозит соискателю президентского кресла моментальным попаданием в опалу и шквалом обвинений в работе на Кремль с сопутствующими правовыми последствиями. Таким образом, «в игре» останутся только проевропейские кандидаты, среди которых именно Санду будет, очевидно, «первой среди равных».
Для усиления эффекта предвыборный штаб президента не нашёл ничего лучше как использовать электоральный кульбит ДПМ и Влада Плахотнюка на парламентских выборах 2019 года и предложить молдавскому избирателю популистский референдум. Подобным предваряющим выборы плебисцитом власть едва ли ставит цель окончательно и бесповоротно закрыть все спекуляции по поводу внешнеполитического выбора жителей Молдовы. Скорее планируется представить массовое участие в референдуме как косвенный индикатор широкой общенациональной поддержки главы государства. То есть благое на первый взгляд мероприятие в итоге превратят в репетицию голосования за Санду.
Многие уже обратили внимание, насколько явной в последнее время стала кооперация между PAS и партией социалистов. Нельзя было не заметить и явную политическую распасовку между двумя политформированиями по поводу этого референдума. Речь идёт об озвученных в ходе недавнего съезда ПСРМ идеях о том, что любая внешняя интеграция Молдовы – на запад или восток – может проводиться только на базе референдума, в котором в обязательном порядке должны принять участие граждане страны вместе с приднестровским регионом. Оказалось, что заявления лидера социалистов Игоря Додона стали своего рода спойлером к старту избирательной кампании Майи Санду.
Выход Санду на электоральную арену становится для всей разношёрстной оппозиции в некотором роде кульминационной точкой и влечёт необходимость делать свой выбор. В принципе отдельные партийные структуры, с которыми, видимо, уже «поработали», сигнализируют о своей готовности поддержать Санду. При этом они выводят её как бы «за скобки» и призывают дистанцироваться от PAS, якобы несущей полноту ответственности за все социально-экономические и политические провалы последних лет. Первым же, кто откликнулся и согласился сыграть по предложенным президентурой правилам, стал мэр Кишинёва Ион Чебан, который, по-видимому, если и планирует попробовать себя в гонке, то исключительно для подскока на парламентские выборы.
Похоже, что политтехнологи в избирательном штабе делают ставку на как можно большую мобилизацию проевропейского/унионистского электората, чтобы во втором туре все мелкие ручейки слились в единый поток поддержки действующего президента. Второй не менее важной задачей является стимулирование абсентеизма левоцентристского избирателя, который, будучи основным носителем протестных настроений, при должной активности может вполне завалить планы переизбрания Майи Санду на второй срок.
По первым нотам предвыборной пьесы хорошо видно, что какими-либо социально-экономическими успехами за прошедшие три года Санду похвастать не может. По этой причине интегрированный в обращение президента видеоряд пестрит исключительно геополитическими акцентами. То есть, следуя классическому правилу политической истории нашей страны, если похвастать особо не чем, то всегда предлагай населению геополитический выбор, даже несмотря на то, что он не помог «команде Европа» избежать болезненного нокдауна от избирателя на недавних местных выборах.
Если говорить о вероятности по состоянию на сегодняшний день, то шансы на переизбрание у Санду довольно неплохие. Персональный рейтинг явно скакнул вверх после решения Европейского Союза начать переговоры с Молдовой. Но главный электоральный риск заключается в том, что впереди ещё практически целый год, и приятный освежающий вкус евроинтеграционного успеха вряд ли удастся растянуть так надолго. При этом предпосылки для улучшения ситуации в экономике, судя по бюджету на 2024 год, практически не просматриваются.
Надо понимать, что в 2020 году Санду избиралась как президент большинства. Её риторика, лозунги и месседжи в тот период были максимально сглажены и лишены геополитического подтекста. Кроме того, немаловажным фактором стало голосование не столько за Санду, сколько против Додона и политиков того времени. Говоря простым языком, Санду возбудила зов надежды среди молдаван, которые ей поверили. Однако далеко не факт, что открывшаяся европейская перспектива в итоге перевесит весь груз разочарования в отношении «хороших времён».
В итоге может сложиться так, что люди проголосуют и за европейский выбор на референдуме, и за кандидата, выступающего за проевропейский курс развития страны, но вот только не за действующего президента. Между тем, даже в случае поражения на выборах, Майя Санду может вполне продолжить профессиональный путь в должности премьер-министра и вплотную заняться интеграцией в ЕС, а в 2025 году с высокой премьерской позиции повести PAS на очередные парламентские выборы.