Сергей ЧЕБАН
Отчаянные попытки наших политических элит остаться при власти и закрепить европейский курс в конституции, увы, ни на что не влияют, поскольку от них практически никак не зависит то, к какому берегу прибьют Молдову региональные и глобальные катаклизмы
Открытие переговоров с Европейским Союзом определённо стало важным достижением минувшего года: как минимум, ближайший год оно и будет движущей силой во внутренней и внешней политике страны. Безусловно, евроинтеграция не сможет восполнить падения уровня жизни и доходов населения, а также снизить потребительные цены и тарифы на газ. Но некий анестезирующий эффект всё-таки возможен, на что и рассчитывают в кулуарах власти, тщательно готовящейся к очередным выборным баталиям.
Новый этап в диалоге с Брюсселем в большей степени, конечно же, носит технический характер, и использовать его в предвыборных целях не совсем уместно. Поэтому президентскую гонку решили приправить общенациональным конституционным референдумом о поддержке вступления в ЕС. Смысл такого шага –абсолютно политтехнологический. Отмобилизовав лояльный электорат внутри и за рубежом, команда Майи Санду рассчитывает вытянуть необходимый результат и обеспечить её победу уже в первом туре. Если же выборы уйдут на второй круг, то из-за отсутствия референдарного фактора явка может быть значительно ниже и в итоге ухудшить шансы действующего президента на переизбрание.
Несмотря на отсутствие каких-либо ощутимых признаков смягчения региональной ситуации, особенно в Украине, тем не менее, власти решили начать год с отказа от режима чрезвычайного положения, который действовал с начала вторжения России в Украину. Продлевали ЧП одиннадцать раз, последний – 24 ноября. При этом нельзя исключать, что всё вернётся на круги своя, и чрезвычайный режим возобновится, если вдруг вновь возникнут угрозы территориальной целостности и национальным интересам страны.
Какие бы сигналы не транслировало правительство населению, демонстрируя контролируемость ситуации, очевидно, что в силу географического и геополитического положения, а также ограниченности потенциала и ресурсов, ход событий у нас будет определяться преимущественно внешними факторами. Прежде всего, многое зависит от того, как сложится региональный контекст, и какой именно будет внутриполитическая конфигурация у наших соседей и ключевых глобальных игроков, оказывающих влияние на историческую судьбу Молдовы.
Значительное воздействие, очевидно, продолжит оказывать ситуация в Украине и дальнейший ход боевых действий. Эскалация напряжения в течение последней недели вновь показала, насколько по-прежнему высок конфликтный потенциал российско-украинского противостояния, который помимо фазы воздушных налётов может вполне проявиться в возобновлении очередных сухопутных операций российских подразделений в феврале, то есть ближе ко второй годовщине начала войны.
Помимо сугубо военной стороны Киев находится на пороге глубокого финансово-экономического кризиса, который может привести к очередной волне миграции населения и роста числа беженцев на территории Молдовы. Кроме того, снижение уровня и качества жизни в Украине окажет негативное влияние на криминогенную ситуацию в сопредельных государствах, рост трансграничной преступности, контрабанды, незаконного трафика, включая оружие и наркотические средства.
У нашего западного соседа – Румынии – этот год станет просто суперэлекторальным. В стране пройдут выборы в Европарламент, затем – в местные органы власти и в национальный парламент, а завершится всё избранием нового президента. Весомым фактором является подъём рейтинга радикальных популистов, которые имеют все шансы ворваться во власть. Даже по самым оптимистичным прогнозам на выборах в Европарламент они получат солидный результат, и Бухарест будет представлен в общеевропейской легислатуре убеждёнными антиевропейскими суверенистами.
Если новое поколение румынских политиков в итоге возьмёт бразды правления в свои руки, то отношения Румынии с Молдовой ждут другие времена. Стоит только напомнить, что одним из лидеров радикально-популистской оппозиции в Румынии является скандально известный депутат румынского парламента Георге Симион, которому неоднократно был запрещён въезд в нашу страну. С начала полномасштабной войны России против Украины Симион выступал против задействования румынских портов и транспортной инфраструктуры в интересах Киева, а в феврале прошлого года во время чрезвычайного съезда «Альянса за объединение румын» высказался за прекращение дальнейшей помощи Молдове и Украине.
Политический сезон нынешнего года обещает быть трудным не только для наших непосредственных соседей, но и для более крупных международных игроков, таких как Евросоюз. Сегодня жители государств-членов отчётливо сигнализируют через внутренние выборные процессы, что они разочарованы политикой центральных органов ЕС. Сейчас они склонны больше поддерживать новые внесистемные движения и партийные структуры, которые выступают за реализм в политике, социальную справедливость и большую сбалансированность при принятии решений.
Из-за этого Европейский Союз ожидает крайне непростой политический период, сопровождающийся обострением всех накопившихся внутренних противоречий. Следовательно, ввиду видимой делигитимации проводимого Брюсселем курса, понадобятся определённые корректировки, чтобы угодить европейскому избирателю. По этой причине есть высокая вероятность, что на смену нынешней лояльно-смягчённой политике в отношении Украины и Молдовы со стороны Еврокомиссии придёт более взвешенная и прагматичная, что скажется на сроках нашего возможного вступления в ЕС.
В глобальном смысле ключевым событием 2024 года станут выборы президента США, исход которых, без преувеличения, предопределит международные процессы на ближайшие несколько лет. От победы того или иного кандидата зависит, куда именно устремит свой взор Вашингтон – сосредоточится ли на своих внутренних делах и проблемах, либо продолжит курс на продвижение демократии, выстраивая порядок в различных регионах мира по субъективному усмотрению и в рамках своих национальных интересов.
Многие эксперты, естественно, связывают с выборами в США прояснение модели завершения украинского кризиса, от которого зависит характер геополитических раскладов в нашем регионе и конфигурация европейской безопасности. Поэтому смело можно сказать, что судьба Молдовы ещё никогда не находилась практически в прямой зависимости от выборов лидера Белого дома.
Хотя никто не ждёт сенсаций на намеченных на начало весны президентских выборах в России, вместе с тем, общественно-политическая легитимация нынешнего внешнеполитического курса Кремля, опирающегося на ультрапатриотические настроения в обществе, вряд ли сулит нам спокойные времена. Поэтому после переизбрания Путина под новые агрессивные доктринальные установки можно ожидать дальнейшие попытки дестабилизации Молдовы, ужесточение позиции по приднестровскому урегулированию, а также возможные сюрпризы в области энергетики.
С уверенностью можно сказать, что электоральный 2024 год станет в определённом смысле проверкой устойчивости демократий во всем мире на фоне роста популярности суверенистских и авторитарных форм правления. Таким образом, возможная смена правительств, программ, подходов и позиций может не только привести к перебалансировке сил в различных регионах, но и изменению геополитической картины мира. Отчаянные попытки наших политических элит остаться при власти и закрепить внешнеполитический курс в конституции, увы, ни на что не влияют, поскольку от них практически никак не зависит то, к какому берегу прибьют Молдову региональные и глобальные катаклизмы.