Цена и риски безграничной поддержки и солидарности с Украиной для нашей страны растут. Уж слишком часто Киев стал вовлекать Кишинев в рискованные сюжеты, не имеющие никакой выгоды для молдавских интересов
Семен АЛБУ, RTA:
К началу года наши отношения с Украиной на первый взгляд все так же выглядят прекрасно и безоблачно. Отечественные политики не забывают при каждом удобном случае чеканить «слава Украине!», осуждать российскую агрессию, указывать международным партнерам на важность поддержки нашего соседа и даже благодарить за нее. Такая деланая безграничная любовь к Киеву имеет свои побочные эффекты, лишая любой гибкости в двусторонних отношениях и свободы маневра в случаях, если что-то идет не так. А таких случаев становится как-то слишком много.
К примеру, взять вчерашнюю новость, заметно всколыхнувшую наше медиаполе, о том, что на приднестровском участке границы с Украиной произошел инцидент с применением огнестрельного оружия, в результате которого двое граждан были «перемещены» на украинскую территорию. Ньюсмейкером, что любопытно, стало т.н. «МГБ» левобережья, которое и дало крайне скупой пресс-релиз, оставляющий явно больше вопросов, чем ответов. Чуть позже, правда, представитель госпогранслужбы Украины опроверг эту информацию, сообщив, что ему о таких эксцессах ничего не известно. При этом он назвал все это провокацией «пророссийского анклава» с целью «обвинить Киев в чем-то».
Думается, что эпизод на самом деле все-таки был. Не очень понятны резоны Тирасполя врать об этом с учетом того, как подчеркнуто аккуратно он ведет себя по отношению к Украине, стараясь не накликать беду и прекрасно понимая свое шаткое положение. Предположу, что здесь не идет речи о какой-то акции, направленной на разжигание войны, а дело в очередной попытке украинских граждан покинуть свою страну, чтобы избежать мобилизации. Возможно, то, что достаточно рядовой случай закончился стрельбой и, видимо, проникновением украинских пограничников на территорию региона с «перемещением» каких-то лиц – такой себе сигнал приднестровской администрации, чтобы не пускала к себе украинских бегунов, а может даже и препятствовала этому нелегальному трафику.
Как бы там ни было, история достаточно мутная, и очень тревожит тот факт, что официальный Кишинев на нее отреагировал примерно никак, прикинувшись, что это его не касается. Тем более что буквально за день до этого инцидента стало известно, что политическому представителю Тирасполя, занимающего там пост «главы МИД», была выписана повестка на допрос по делу о, ни много ни мало, «государственной измене и поддержке страны-агрессора». Ему инкриминировали публичные призывы к изменению границ Украины и «осуществление информационной деятельности в сотрудничестве с государством-агрессором и его оккупационной администрацией».
Нельзя исключать, что ноги у этого туманного сюжета растут из Кишинева, и таким образом кто-то у нас хочет еще больше раздраконить процесс приднестровского урегулирования или избавиться от неудобного переговорщика. В любом случае он ставит наши власти в очень деликатное положение, поскольку в случае поступления запроса от Киева нам, в соответствии с имеющимися соглашениями, придется как-то реагировать и содействовать в доставке данного лица украинским партнерам. Это сегодня подтвердила и Генеральная прокуратура. К чему все это приведет – пока сказать сложно, но то, что ни к чему хорошему, ясно уже сейчас.
Кстати, о мобилизации в Украине. Мы же все в курсе, как в Киеве сейчас ломают копья вокруг тематического закона, который призван усилить процесс призыва новобранцев в украинские вооруженные силы на фоне тяжелых потерь, понесенных в ходе летне-осеннего контрнаступления. С учетом того, что внутренние резервы истощены, да и вытаскивать еще больше людей из экономики чревато большими социально-экономическими потрясениями, власти страны-соседа видят выход в возвращении тех, кто тем или иным образом смог уехать за рубеж после начала конфликта.
Таких вот украинцев призывного возраста – сотни тысяч в странах ЕС. И последние уже вынуждены разрываться между необходимостью с одной стороны соблюдать права человека и собственные нормы законодательства, а с другой – оказать эту критически важную для Киева «помощь» и заодно сбросить с себя нагрузку по содержанию беженцев.
В итоге многие политики и военные, не особо стесняясь, уже предлагают депортировать находящихся в Европе украинских граждан чуть ли не прямо в окопы. Официальные власти западноевропейских стран, не имея возможностей высылать людей открыто, что нарушило бы все мыслимые демократические принципы, решили пойти этаким «косвенным путем». То есть прямо не выгоняют, но одновременно значительно ужесточают условия пребывания, снижают или отменяют пособия, вынуждая возвращаться на родину. При этом в более молодых членах ЕС вроде Польши и прибалтийских государств, чиновники совершенно открыто говорят о том, что надо бы вернуть находящихся там украинцев домой для участия в боевых действиях. Видимо в Восточной Европе европейские ценности еще не успели впитаться так сильно.
В нашей же стране о них вообще только слышали, особенно при этой власти, которая бесконечно далека от каких-то там демократических прав и свобод. Хотя это не подтверждалось, судя по информации СМИ, уже были случаи передачи бежавших украинцев обратно в соседнюю страну. Да и до конфликта при PAS такие вопросы неплохо решались, вспомнить скандальный вывоз в багажнике автомобиля украинского судьи Чауса. Совсем скоро Киев начнет уже чуть ли не в официальном порядке требовать принятия мер по возвращению своих граждан. Тем более что новое мобилизационное законодательство, скорее всего, включит постановку украинцев за границей на воинский учет, их призыв при получении повестки и ответственность в случае неявки. То есть будут создаваться правовые условия для запросов о передаче таких «уклонистов».
Таким образом, в недалеком будущем наши власти могут быть поставлены на ту же растяжку, что и европейские коллеги. Соблюдать права человека и собственное законодательство, не рискуя жизнями пусть и не своих граждан – значит, нарываться на ухудшение отношений с Киевом и обвинения в нежелании поддерживать отражение агрессии. А если выдавать – тогда получается нарушение прав человека, законов и этических норм с риском «ответки» в виде кучи исков от родственников и самих мобилизуемых.
Еще одна подстава от украинских партнеров тоже прилетела совсем недавно. Так, начальник главного управления подготовки Генштаба Украины генерал-майор Алексей Таран заявил прессе, что украинские военные проходят обучение на территории Молдовы. По крайней мере, мы были упомянуты в списке 34 государств, оказывающих подобные «услуги». Причем делаем мы это под руководством американцев – ну, кто бы сомневался. Чему конкретно учатся украинские военные и новобранцы у нас, доподлинно неизвестно. Да и зачем это знать нашему обществу, правда, власть?
То, что у нас производится подготовка украинских солдат, предсказуемо вызвало скандал. Понятно, что нейтралитет наш при новой власти – в общем-то, липовый, да и соблюдением конституции никто в PAS никогда не заморачивался. Но вот эта новость – что-то из ряда вон. Забавно, что украинский генерал даже не пытался соблюсти политес и не упоминать нашу страну, чтобы не «палить контору». Как будто нарочно назвал Молдову в списке помощников, чтобы еще больше позлить Москву. Впрочем, Киеву всегда и, особенно, в текущий момент важно демонстрировать своему обществу и миру всеобъемлющий характер поддержки себя самого, поэтому на наши интересы ему тут «все равно».
И да, в России такой маневр не поняли и вызвали нашего посла на ковер, сообщив об ответных санкциях в виде запрета на въезд очередной группе наших граждан. Ну, формально не за это, а за другие антироссийские выпады – благо их наша власть наделала предостаточно. Но очевидно, что триггером было именно участие в подготовке частей ВСУ, которое россияне в угрожающей манере расценили как «размывание нейтрального статуса» и «вовлечение в боевые действия на стороне Киева».
Как видим, цена и риски поддержки Украины для нас растут, но сворачивать с этой дорожки никто не собирается. Мы все так же следуем в общем западном строю, подмахивая все нужные документы и инициативы – например, об осуждении поставок баллистических ракет КНДР России – хотя казалось бы. Или присоединяясь к расширенному «соглашению о регистре ущерба, вызванного агрессией Российской Федерации против Украины», причем даже с обязательством ежегодных взносов с нашей стороны.
Между тем поднимать более каверзные вопросы в рамках сотрудничества с Украиной, которых всегда хватало, власть все так же не собирается. Так что зря наши фермеры продолжают призывать и надеяться на некие запретительные меры к импорту зерна и подсолнечника из соседней страны, разоряющего молдавских аграриев. Все это глас вопиющего в пустыне на фоне овцеподобной политики правящего режима.